Интервью

Дягилев танцует в «Большом»

Состоялась премьера балета о легендарном импресарио

Дягилев танцует в «Большом»
Фото: Сергей Карпухин/ТАСС
24 и 25 июня на Новой сцене Большого театра состоялась премьера балета «Дягилев». Хореограф-постановщик спектакля — Алессандро Каггеджи, режиссер-постановщик — Сергей Глазков. В спектакле заняты премьеры Большого Денис Родькин, Вячеслав Лопатин, Денис Савин, Семен Чудин, Дмитрий Смилевски и прима театра Элеонора Севенард.

Балет «Дягилев» — центральное событие фестиваля «Нам нужен Дягилев». Его главный герой — прославленный российский импресарио, сумевший радикально изменить отношение к русскому искусству во всем мире, инициировавший создание ряда шедевров, давший возможность заявить о себе русским художникам, музыкантам и танцовщикам. Сейчас это личность, овеянная легендами, одну из которых и призван воплотить балет, названный его именем. Руководитель проекта «Нам нужен Дягилев» Сергей Шитьков так объяснил журналистам на брифинге в Большом театре, почему именно этот персонаж из истории мирового искусства выбран в качестве главного героя фестиваля и балета: «Дягилев для нас символ участия заказчика в творческом процессе, нам хотелось ее подчеркнуть. Не так много исторических персонажей, с которыми мы можем отождествлять заказчика. Мы знаем тех, кто танцует на сцене, мы знаем композиторов, драматургов, писателей, но очень редко знаем тех людей, которые в том числе принимают решение, на какой сцене будет сыгран тот или иной спектакль».

Фигуру Дягилева на сцене воплощает Денис Родькин — один из ведущих танцовщиков Большого театра. Он же выступил в качестве художественного руководителя постановки. Первоначально проект предполагал воссоздание одноактного балета Михаила Фокина «Дафнис и Хлоя», инициированного Сергеем Дягилевым. Музыку для него написал суперзвезда европейкой музыки тех лет — Морис Равель (его самое известное произведение «Болеро» будет написано позже благодаря заказу звезды «Русских сезонов» Иде Рубинштейн и, таким образом, опосредованно тоже связано с именем Дягилева). В нем танцевали Тамара Карсавина и Вацлав Нижинский. И именно его роль должен был исполнить Денис Родькин. Но, по словам артиста, погружаясь в историю того периода, творческая группа решила не повторять уже созданное, а придумать новую историю с оригинальными либретто, декорациями и хореографией: «Мы не рассказываем биографию Дягилева, мы показываем маленький фрагмент из его жизни, в котором наиболее ярко проявились его сильные стороны», — пояснил танцовщик журналистам накануне премьеры в Большом театре.

Хореограф-постановщик спектакля Алессандро Каггеджи рассказал о поисках кандидата на роль Вацлава Нижинского: «Нам нужен был артист как минимум моложе Дениса и при этом виртуозный, прыгучий, свежий, выразительный танцовщик, каким и был Нижинский, поэтому мы выбрали Дмитрия Смилевски. И по-моему, это отличный выбор». Танцевал партию Вацлава Нижинского Дмитрий Смилевски уже в статусе лауреата «Бенуа де ла Данс». Незадолго до премьеры он был признан лучшим танцовщиком года.

Дягилев остается центральным персонажем на протяжении всего спектакля, даже в той его части, когда зритель видит фрагменты балета «Дафнис и Хлоя». Накануне премьеры художник-постановщик спектакля Игорь Чапурин так интерпретировал на встрече с журналистами в Большом театре этого персонажа: «У нас Дягилев не позер, не человек успеха, который наслаждался своим величием. Он человек думающий и страдающий. У нас показана изнанка его внутреннего мира. Он сложен тем, что подчинял каждого себе. Это подчинение в спектакле очевидно. Но, подчиняя художников и музыкантов, он идеализировал то, что они делали всей командой. И в конечном счете это история про то, как потрясающе они открывали свое искусство Европе и миру».

Денис Родькин рассказал журналистам о еще одной стороне своего персонажа: «Не бывает такого, чтобы человек чего-то не боялся. Сергей Павлович был абсолютно могущественным человеком, но при этом, когда он оставался наедине с собой, у него возникали страхи, терзания и сомнения по поводу новых проектов, по поводу того, настигнет его успех или нет. Чем он всегда был одержим, так это успехом. Как раз это я и пытаюсь показать в своей роли».

Олицетворение одного из его страхов — гадалку, предсказавшую импресарио еще в юности «смерть на воде», танцует Анастасия Меськова. «Это не конкретная цыганка, а скорее иррациональные страхи, — рассказала она журналистам. — Этот страх становится для него катализатором, подталкивающим к действию. Для того чтобы его совершить, надо вырваться из оков сомнений. Поэтому мой образ присутствует рядом с главным героем спектакля на протяжении всего действия как напоминание о том, что нужно действовать».

Прима Большого театра Элеонора Севенард танцует партию Тамары Карсавиной, и ее это очень вдохновляет. «Персонажи этого балета — выдающиеся люди из мира искусства. Это спектакль о людях, которые вместе с великим импресарио горели творчеством, они жаждали творить что-то, что еще не было создано, — призналась она. — Для нас, артистов, исполнять роли таких людей — большое счастье».

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Культура, 17 окт 17:51
В театре «ОДЕОН» презентовали новый гастрономический мюзикл
Культура, 16 окт 16:29
Впервые в Москве пройдут гастроли Государственного академического русского театра для детей и юношества им. Наталии Сац (Алматы, Казахстан)
Культура, 14 окт 17:33
Новаторский подход главного романтика балетной сцены XX века
Культура, 12 окт 10:06
В прокат выходит фильм «Эддингтон» с Хоакином Фениксом
Свежие материалы
«Ясную поляну» присудили за «ясную позицию»
Культура,
Наталью Солженицыну наградили за издание литературного наследия мужа
МВФ предложили новую роль
Финансы,
Антон Силуанов указал на точки для развития международного фонда
«Белый лебедь» распугал «медведей»
Финансы,
Владимир Путин и Дональд Трамп вернули рынок акций в восходящий тренд