Интервью

Физика на сцене

В театре Вахтангова состоялась премьера спектакля о Льве Ландау

Физика на сцене
Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС
В рамках фестиваля «Черешневый лес» на сцене Театра Вахтангова 14 апреля состоялась премьера спектакля Анатолия Шульева «Солнце Ландау». Он рассказывает о советском физике Льве Ландау, стоявшем у истоков создания квантовой механики — науки, которой в этом году исполняется 100 лет.

У названия спектакля «Солнце Ландау» есть подзаголовок — «Вспышки памяти». Точка отсчета, от которой ведется жизнь сценического персонажа по имени Лев Ландау, — автокатастрофа, случившаяся в январе 1962 года, когда физик впал в кому, и находился в ней почти 2 месяца. Режиссер-постановщик спектакля Анатолий Шульев вместе со сценографом Максимом Обрезковым ведет своего героя по лабиринтам памяти, перемещаясь то в один эпизод его жизни, то в другой. Лев Ландау собирает свое сознание по крупицам, что снова стать тем, кем он был, — гениальным физиком и неординарным человеком.

Повествование начинается с детства: зритель видит на сцене семью, в который ребёнок сопротивляется выбору, навязанному родителями, — они заставляют его заниматься музыкой. Уже тогда он осознает свое предназначение и прилагает все силы, чтобы встать на тот путь, который приведет к реализации заложенного в нем потенциала. Вспышка памяти, и зритель видит уже не ребенка, но еще не совсем взрослого Льва Ландау на конференции в Берлине, где он демонстрирует, что разбирается в физике ничуть не хуже всемирно признанных авторитетов. Еще одна вспышка, и мы видим его, встречающего будущую жену Кору, которой он пытается объяснить свой неординарный подход к браку.

Физика на сцене
Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

Льва Ландау во всех возрастах играет Павел Попов. По его словам, сначала он хотел грим, который сделал бы его внешне похожим на его героя. Но в ходе репетиций стало понятно, что в этом нет необходимости. Единственная характерная черта, которую Павел Попов нашел в ходе репетиций — надменность его персонажа по отношению к окружающим. Общаясь с журналистами, актер рассказал: «Подготовка была масштабная. Мне кажется, я так никогда не готовился к роли. Анатолий Шульев всегда интересовался физикой. Он очень подкован в этой области, и очень много подсказывал. В этом спектакле мы хотели рассказать о физике не напрямую, а через театральные решения, через какую-то более понятную игровую структуру. Например, у нас есть фрагмент, где мы пишем учебник и разыгрываем это как пантомиму. Ландау — абсолютный гений. Это совершенно точно. Он неординарный человек. Он называл своей самой выдающейся теорией теорию счастья, которая включала в себя работу, любовь и общение с людьми. У него был вольный союз с женой, предусматривавший равноправие в паре. Не знаю, насколько это правильно, но не нам судить этого человека».

Физика на сцене
Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

Режиссер спектакля Анатолий Шульев, рассказал журналистам, что с 12 лет мечтал стать физиком, и с тех пор наука для него — параллельная реальность: «Я пошел в режиссуру, но физика всегда меня сопровождала: я следил за открытиями в этой сфере. Мне всегда казалось, что физика и театр — плохо сочетаемые вещи, но этим летом я подумал, что стоит рискнуть и свести их вместе. С определённого момента вселенная начала со мной играть в игру: я считывал эти знаки. Например, во Владикавказе, на Вахтанговском фестивале „Путь домой“ я сказал руководству театра, что у меня есть такая идея. На этом вечере были драматурги, которые услышали наш разговор и спросили: „Можно, мы поучаствуем?“ Я сказал: „Да, можно. Сейчас мы ищем фигуру ученого“. Они говорят: „Вот есть такой интересный человек Ландау“. Я перебирал фигуры физиков, но Ландау мне еще не попадался. Но стоило мне заглянуть в его биографию, как на неделю провалился в это чтение. И я понял, что хочу делать эту историю. Его жизнь показалась мне драматургичной, очень театральной. Ландау был человеком очень сложным. Но сердцевина в нем была очень солнечная, светлая. На той самой лекции в Берлине, отчасти выдуманной, отчасти реально существующей, он предрёк существование нейтронных звезд, хотя в тот момент еще никто не понимал, что это такое. По большому счету он и стал этой нейтронной звездой, которые используются в астрономии как маяки, по которым измеряются расстояния в космосе. Такие гении, как Моцарт, Пушкин, Ландау — это люди, по которым мы ориентируемся. Они светят нам, и мы выстраиваем свою систему координат, отталкиваясь от тех, что были заданы ими».

Физика на сцене
Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

Для актрисы Юлии Рутберг (в спектакле она играет мать Льва Ландау) главный герой спектакля — человек эпохи Возрождения: «Ландау — Леонардо да Винчи XX века, — сказала она в разговоре с журналистами. — У него, естественно, как у любого гения, есть кошмары, — жить с ним невозможно. Он доставляет всем колоссальное количество неприятностей. Но если мы сегодня говорим о „Солнце Ландау“, то „хвост кометы Галлея“, который он оставил для человечества, невероятен. Поэтому к черту подробности, которые люди хотят о нем узнать! Нам очень важен сложносочинённый гениальный человек».

Физика на сцене
Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

Лев Ландау действительно неординарный персонаж в мировой науке с судьбой, наполненной драматическими событиями. Он уже стал кинематографическим персонажем, но на театральной сцене появляется впервые. Ландау удалось сочетать научную гениальность с нестандартным поведением в социуме, который он рассчитывал преобразить так же, как он это сделал с теоретической физикой. Его «теория счастья» не обрела последователей и сейчас почти забыта. Спустя более чем полвека после его смерти, когда человечество ищет ту самую формулу счастья, пример Ландау, пытавшегося ее вывести, когда это еще не было так модно, может, и позволит ответить на самые насущные вопросы.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Сергей Жуков, Баста и Александр Розенбаум осваивают театры
Культура, 17 окт 17:51
В театре «ОДЕОН» презентовали новый гастрономический мюзикл
Культура, 16 окт 16:29
Впервые в Москве пройдут гастроли Государственного академического русского театра для детей и юношества им. Наталии Сац (Алматы, Казахстан)
Культура, 14 окт 17:33
Новаторский подход главного романтика балетной сцены XX века
Свежие материалы
Шоу-бизнес ищет себя под рампой
Сергей Жуков, Баста и Александр Розенбаум осваивают театры
«Ясную поляну» присудили за «ясную позицию»
Культура,
Наталью Солженицыну наградили за издание литературного наследия мужа
МВФ предложили новую роль
Финансы,
Антон Силуанов указал на точки для развития международного фонда