Объявление короткого списка номинации «Современная русская проза» в музее-усадьбе Л. Н. Толстого «Хамовники» в Москве председатель жюри Владимир Толстой начал с признания: каждый раз в этот день его до последнего одолевают сомнения, верное ли решение принято: «Когда объявляешь короткий список зарубежной литературы, как-то более спокойно и радостно. Они где-то там сидят у себя в далеких странах и, в общем, не сильно переживают, наверное, по этому поводу. А здесь — 22 автора, почти всех знаешь лично, относишься очень хорошо. И тексты хорошие, и эти, и другие, и третьи».
Член жюри Алексей Варламов представил роман Ильи Бояшова «Трезвый гусар»: «Книга очень интересно читается. Автор делает экскурсы в прошлое и в то же время выражает отношение к тому, что происходит с нами здесь и сейчас. Такой писательский дневник — не политический, не публицистический, не идеологический в глубинном смысле, но и не страус, прячущий голову в песок. Это такая небольшая слоновая кость. Попытка взгляда: что с нами происходит? Мне это было очень интересно читать, вызывало огромное сочувствие. Сегодня мы сильно разобщены, по-разному смотрим на то, что происходит. И когда видишь такого единомышленника, человека, с которым совпадаешь в мироощущении, в наблюдениях — это дорогого стоит».
Книга «Запасный выход» Ильи Кочергина (автор много лет проработал лесником в Сибири) понравилась Алексею Варламову своей интонацией: «У нас сегодня много пресловутой литературы травмы, автофикшена, где люди вылезают со своими болячками, ранами — что по-человечески понятно. В конце концов, как сформулировал Герцен кредо русской литературы: „Мы не врачи, мы — боль“. Но когда эти несчастья множатся, и вдруг попадается книга, написанная светло, счастливо — в ней тоже есть драма, переживания, печальные страницы, но интонация светлая вопреки всему — это вызывает огромное читательское сочувствие, симпатию».
Еще один член жюри — Павел Басинский рассказал о романе «Фаюм» Евгения Кремчукова. Роман привлек его своей странностью: «Там почти в самом начале у человека возникают две головы. Я помню, начал читать его в Турции, на сцене, где мы выступали. Пока шел разговор, я открыл книжку, начал читать — и сразу: „Человек с двумя головами“. Думаю: „Какой бред!“ Но роман меня захватил. Это роман о том, что в поисках бессмертия мы теряем жизнь, как мне кажется. Вместо того чтобы устраивать жизнь вокруг себя, мы думаем о каком-то бессмертии».
Член жюри Владислав Отрошенко отметил, что в коротком списке есть очень сильные книги, и это большое достижение для литературы в целом. Роман Андрея Дмитриева «Ветер Трои» он назвал огромным вкладом в современную русскую литературу: «Она, несомненно, относится к тому, что мы называем большой литературой, по-настоящему большой». Книгу Нади Алексеевой «Белград» Отрошенко похвалил за повествование, насыщенное образами и метафорами: «Она прекрасно владеет языком. По нынешним временам это просто огромная заслуга, особенно когда речь идет о молодом, начинающем литературную карьеру авторе».
Член жюри Евгений Водолазкин представил роман «Катехон» Сухбата Афлатуни как очень мощный: «Он — и философский, и богословский, и любовный, какой угодно. В нем сплетено всё, и сплетено очень здорово. Показано взаимное влияние, взаимосвязь истории „малой“ — истории отдельного человека — и истории большой, всемирной».
Номинация «Современная русская проза» отмечает произведение современного автора, написанное на русском языке, которое «глубоко исследует границы человеческого опыта и несет в себе идеалы гуманизма». Церемония награждения лауреатов премии пройдет в октябре 2025 года.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag