На выставке в центре «Зотов» представлены работы более 25 архитектурных бюро, художников и дизайнеров. «Внутри города. Искусство архитектурного макета» предлагает концептуальное переосмысление художественной ценности макета. По версии организаторов, это не только инструмент в архитектуре, а также в развитии городского ландшафта и поиске новых творческих идей, но и способ сохранения памяти о времени и месте. На выставке можно увидеть процесс создания макета в режиме реального времени: частью проекта стала макетная мастерская.
На открытии выставки главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов выразил уверенность в том, что макет — лучший способ визуализации архитектурных идей: «В последние несколько лет мы находимся на очередной волне дискуссии, связанной со страхом технологического пожирания профессий. Когда я учился, такой страх был связан с программой AutoCAD, а еще раньше луддиты станки ломали. Но, на мой взгляд, самые мощные представители сообщества игнорируют эти угрозы, потому что они смехотворны. Для меня эта выставка макетов — манифест того, что есть некая соль профессии — работа с пространством. Чтобы материализовать идею из головы профессионала, который способен увидеть в чертеже объемную модель, а объемную модель, наоборот, перевести на язык чертежа, макет был и остается идеальным инструментом: ничего лучше за все эти годы не придумали. Макет как инструмент поиска решений никуда не денется, и электронная версия не способна воспроизвести этот эффект. Кроме того, у макетов есть вспомогательные функции: они очень красивые, их можно выставить и от проекта остается материальная память. Технологии меняются очень быстро: когда-то и мобильные телефоны казались невероятной технологией, но они не отменили ни архитекторов, ни журналистов, ни почтальонов».
Выставка состоит из 5 разделов. «Макет создает» представляет архитектурные фантазии. Здесь показаны макеты Николая Полисского: рабочий макет ленд-арт-проекта в Японии, а также 10 эскизных макетов скульптур для набережной в Балахне на Волге, выполненные из поролоновых трубок. В разделе «Макет говорит» архитекторы рефлексируют по поводу своего творчества, представлен макет жилого комплекса «Бродский» архитектурного бюро «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Чтобы показать художественный прием, легший в основу здания, архитекторы оставили от него только каркас. В разделе «Макет работает» мастера создают новые макеты и реставрируют старые при помощи современных и классических технологий. В разделе «Макет учит» представлены работы ведущих архитектурных школ, в том числе «Трансформатор, или Марсельский суп» — работа учебной студии Александра Бродского и Надежды Корбут. Она демонстрирует, как преобразить здание, утратившее свой первоначальный смысл. В разделе «Макет напоминает» можно увидеть модели таких памятников архитектуры, как Казанский собор в Санкт-Петербурге и Храм Христа Спасителя в Москве.
Один из самых примечательных экспонатов — фрагмент большого деревянного модульного макета центральной части Москвы, созданного в 1970–1980-е гг. В середине 2010-х он был разобран и заменен на более технологичный. Наиболее ценный экспонат выставки — приобретенный Екатериной II макет Колизея работы итальянского мастера Антонио Кики (вторая половина XVIII века).
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag