Интервью

«Семена» года

В Москве началась ярмарка Cosmoscow

«Семена» года
Фото: официальный сайт Cosmoscow
12 сентября в столичном «Тимирязев Центре» открылась международная ярмарка современного искусства Cosmoscow. Она призвана объединять коллекционеров, галеристов и художников России и мира. В этом году ярмарка увеличила свою площадь до 15 840 кв. м и разместилась на двух этажах «Тимирязев Центра». На них поместились 100 галерейных и 20 партнерских стендов, а также 12 некоммерческих культурных проектов.

Cosmoscow началась с объявления победителей программ, учрежденных одноименным фондом некоммерческих инициатив. Это произошло в ходе пресс-конференции, посвященной открытию ярмарки. Одним из них — победителем в программе «Музей года» — стал красноярский музейный центр «Площадь мира». Это самая крупная площадка в Сибири из тех, где выставляется современное искусство. Его выставочные площади достигают 5 тыс. м. Он был построен в конце 1980-х как один из филиалов Центрального музея Ленина, но в начале 1990-х сменил направление и с тех пор успел собрать внушительную коллекцию. На выставке «Площадь мира» представлены работы Виктора Сачивко и Игоря Тишина. Одна из них представляет собой календарь зачеркнутых событий, другая — огромное полотно, состоящее из разноцветных лоскутов. По словам арт-директора музея Сергея Ковалевского, экспозиция демонстрирует, как «развертывается живописно-графическая геометрия „площади мира“ как пластической идеи».

Цель программы «Художник года» — поддержка свободного творчества. Попечительский совет фонда Cosmoscow ежегодно определяет ее победителя, и тот получает возможность реализовать свой новый проект и представить его на ярмарке. В этом году победителем программы стала нижегородская арт-группа «ПРОВМЫЗА» (Галина Мызникова и Сергей Проворов). Она представила проект «Семена», выполненный в формате «перформативной скульптуры», объединяющем в себе как привычную скульптуру, так и практики перформанса. Арт-группа принимала участие в Венецианской биеннале современного искусства и Венецианском кинофестивале, Focus PROVMYZA в Центре Помпиду, была отмечена премией «Инновация» и премией им. Сергея Курёхина.

Одной из центральных тем образовательной программы ярмарки стало коллекционирование. Ее идея заключается в том, что «частное коллекционирование — это неотъемлемая часть рынка искусства и форма поддержки институций и отдельных художников». В этом году фонд Cosmoscow совместно с компанией BORK учредил премию «Коллекционер года». Ее победителем стала Наталия Опалева. Ее первой приобретенной работой был женский портрет кисти Анатолия Зверева. Наталия Опалева увидела его на выставке «Арт-Манеж» в декабре 2003 г. С тех пор она стала одной из основательниц Музея AZ, а ее коллекция насчитывает 3,5 тыс. работ шестидесятников и современных художников. На пресс-конференции Наталия Опалева призналась, что поначалу коллекционирование для нее было всего лишь увлечением, но со временем стало приобретать всё большее значение. В качестве награды она получила возможность представить свою коллекцию на ярмарке Cosmoscow в рамках проекта «Глазами коллекционера».

Одним из самых необычных объектов выставки стала инсталляция «Цифровая теплица», представленная в рамках одной из 12 некоммерческих инициатив Cosmoscow. Она создана итальянскими художниками Маттео Манделли и Лукой Бальдокки с KIT 4 KID — приложением для помощи в развитии детей с расстройством аутистического спектра и представляет собой цифровые изображения цветов, размещенные в теплице, в горшках с землей. Цифровые изображения представляют собой обработки реальных рисунков студентов фонда «Антон тут рядом» с расстройством аутистического спектра. То, как они воспринимают мир, — концентрируя внимание не вовне, а внутрь себя, — и призвана продемонстрировать инсталляция «Цифровая теплица».

С начала августа в ВЭБ Центре на Новинском бульваре проходит выставка «Внезапный оазис» — еще один проект Cosmoscow. На ней представлены скульптуры и инсталляции участников ярмарки Кристины Сидоровой, Ивана Горшкова, Игоря Самолета, Любови Рамизовой и др. Куратором выставки выступила Дарья Элина. Сформированная ею концепция предполагает, что в центре города возникает не просто место для отдыха, а «портал в сюрреалистичный мир современного искусства, где технологичное и природное вступают в диалог». «Внезапный оазис» — это воплощенная мечта о необычном пространстве, наполненном иррациональными миражами. Работы художников напоминают посетителям выставки о природе, вытесненной зданиями из стекла и бетона. Это еще одни цифровые цветы, но, в отличие от тех, что можно увидеть в «Цифровой теплице», они искажены современной цифровой реальностью. Выставка в ВЭБ Центре закончится одновременно с Cosmoscow, проходящей в «Тимирязев Центре», — 14 сентября.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Культура, 11 ноя 19:30
Мировые звезды балета представят балетный спектакль «Майя. Сюита любви»
Культура, 9 ноя 17:44
Подведены итоги литературного конкурса «История будущего»
Культура, 8 ноя 11:50
Фильмы о ядерной войне и ее последствиях, которые надо посмотреть
Культура, 7 ноя 15:20
В Новоуральске Свердловской области пройдет первый театральный фестиваль «Луч»
Свежие материалы
Пассажир на высоте
Кто выиграл от введения санкций против российских авиакомпаний
Нефти предрекли светлое будущее
Промышленность,
МЭА представило новый долгосрочный прогноз по росту спроса на углеводороды
Врачам прописали трудоустройство
Общество,
Как распределение после медвуза скажется на комплектовании медучреждений