Интервью

«Семена» года

В Москве началась ярмарка Cosmoscow

«Семена» года
Фото: официальный сайт Cosmoscow
12 сентября в столичном «Тимирязев Центре» открылась международная ярмарка современного искусства Cosmoscow. Она призвана объединять коллекционеров, галеристов и художников России и мира. В этом году ярмарка увеличила свою площадь до 15 840 кв. м и разместилась на двух этажах «Тимирязев Центра». На них поместились 100 галерейных и 20 партнерских стендов, а также 12 некоммерческих культурных проектов.

Cosmoscow началась с объявления победителей программ, учрежденных одноименным фондом некоммерческих инициатив. Это произошло в ходе пресс-конференции, посвященной открытию ярмарки. Одним из них — победителем в программе «Музей года» — стал красноярский музейный центр «Площадь мира». Это самая крупная площадка в Сибири из тех, где выставляется современное искусство. Его выставочные площади достигают 5 тыс. м. Он был построен в конце 1980-х как один из филиалов Центрального музея Ленина, но в начале 1990-х сменил направление и с тех пор успел собрать внушительную коллекцию. На выставке «Площадь мира» представлены работы Виктора Сачивко и Игоря Тишина. Одна из них представляет собой календарь зачеркнутых событий, другая — огромное полотно, состоящее из разноцветных лоскутов. По словам арт-директора музея Сергея Ковалевского, экспозиция демонстрирует, как «развертывается живописно-графическая геометрия „площади мира“ как пластической идеи».

Цель программы «Художник года» — поддержка свободного творчества. Попечительский совет фонда Cosmoscow ежегодно определяет ее победителя, и тот получает возможность реализовать свой новый проект и представить его на ярмарке. В этом году победителем программы стала нижегородская арт-группа «ПРОВМЫЗА» (Галина Мызникова и Сергей Проворов). Она представила проект «Семена», выполненный в формате «перформативной скульптуры», объединяющем в себе как привычную скульптуру, так и практики перформанса. Арт-группа принимала участие в Венецианской биеннале современного искусства и Венецианском кинофестивале, Focus PROVMYZA в Центре Помпиду, была отмечена премией «Инновация» и премией им. Сергея Курёхина.

Одной из центральных тем образовательной программы ярмарки стало коллекционирование. Ее идея заключается в том, что «частное коллекционирование — это неотъемлемая часть рынка искусства и форма поддержки институций и отдельных художников». В этом году фонд Cosmoscow совместно с компанией BORK учредил премию «Коллекционер года». Ее победителем стала Наталия Опалева. Ее первой приобретенной работой был женский портрет кисти Анатолия Зверева. Наталия Опалева увидела его на выставке «Арт-Манеж» в декабре 2003 г. С тех пор она стала одной из основательниц Музея AZ, а ее коллекция насчитывает 3,5 тыс. работ шестидесятников и современных художников. На пресс-конференции Наталия Опалева призналась, что поначалу коллекционирование для нее было всего лишь увлечением, но со временем стало приобретать всё большее значение. В качестве награды она получила возможность представить свою коллекцию на ярмарке Cosmoscow в рамках проекта «Глазами коллекционера».

Одним из самых необычных объектов выставки стала инсталляция «Цифровая теплица», представленная в рамках одной из 12 некоммерческих инициатив Cosmoscow. Она создана итальянскими художниками Маттео Манделли и Лукой Бальдокки с KIT 4 KID — приложением для помощи в развитии детей с расстройством аутистического спектра и представляет собой цифровые изображения цветов, размещенные в теплице, в горшках с землей. Цифровые изображения представляют собой обработки реальных рисунков студентов фонда «Антон тут рядом» с расстройством аутистического спектра. То, как они воспринимают мир, — концентрируя внимание не вовне, а внутрь себя, — и призвана продемонстрировать инсталляция «Цифровая теплица».

С начала августа в ВЭБ Центре на Новинском бульваре проходит выставка «Внезапный оазис» — еще один проект Cosmoscow. На ней представлены скульптуры и инсталляции участников ярмарки Кристины Сидоровой, Ивана Горшкова, Игоря Самолета, Любови Рамизовой и др. Куратором выставки выступила Дарья Элина. Сформированная ею концепция предполагает, что в центре города возникает не просто место для отдыха, а «портал в сюрреалистичный мир современного искусства, где технологичное и природное вступают в диалог». «Внезапный оазис» — это воплощенная мечта о необычном пространстве, наполненном иррациональными миражами. Работы художников напоминают посетителям выставки о природе, вытесненной зданиями из стекла и бетона. Это еще одни цифровые цветы, но, в отличие от тех, что можно увидеть в «Цифровой теплице», они искажены современной цифровой реальностью. Выставка в ВЭБ Центре закончится одновременно с Cosmoscow, проходящей в «Тимирязев Центре», — 14 сентября.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Культура, Вчера 20:30
Как соединить искусство и технологическое лидерство
Культура, 11 сен 18:50
Театр им. Моссовета открыл свой 103-й театральный сезон
Культура, 9 сен 16:52
Театр Наций запускает новые программы развития театрального искусства
Культура, 7 сен 11:30
Режиссер «Слова пацана» снял сериал по мотивам оскароносного фильма
Свежие материалы
Время мегапоектов
Мнения,
Экономическому росту нужна инфраструктура