На открытии серии выставок «Новые шедевры Пушкинского» его директор Ольга Галактионова пояснила, что формат моновыставок наиболее удачен для демонстрации новых поступлений в музей. По ее словам, в конце концов эти произведения искусства попадут в постоянную экспозицию, но «не так скоро, как бы этого хотелось». Она пообещала, что выставки, на которых будут представляться новые приобретения, до сих пор отправлявшиеся напрямую в музейные фонды, станут традиционными. Новация этого формата заключается в том, что музей, ориентированный на западноевропейскую живопись и памятники искусства, созданные еще до нашей эры, обнажает механизм пополнения музейной коллекции.
Картины старых мастеров по-прежнему могут перетекать в музеи, и, по признанию главного хранителя Пушкинского музея Татьяны Потаповой, сделанному на открытии выставки, их так много, что экспозиционное пространство не позволяет представить поступления в полном объеме. Она подчеркнула, что прежде, чем что-либо попадает в собрание музея, его сотрудники прилагают немало усилий, чтобы подтвердить подлинность поступившего к ним произведения искусства, уточнить его авторство и время создания. В интервью «Эксперту» она рассказала, что все предметы, представленные на выставке «Новые шедевры...» были предложены музею частными коллекционерами: «Научные сотрудники музея в рамках своей работы регулярно отслеживают, какие значительные произведения искусства проходят через художественный рынок или находятся в частных коллекциях. У всех государственных музеев России есть концепция комплектования, утвержденная Министерством культуры РФ».
Концепция комплектования и является ключевым документом, в соответствии с которым каждый из музеев пополняет свою коллекцию. Он определяет, какие объекты могут попасть в его коллекцию так, чтобы соответствовали миссии музея, определяет критерии отбора и методы комплектования. Они могут включать в себя такие способы, как дарение, покупки, обмены и характерные для краеведческих музеев сборные экспедиции. Например, из выложенной на сайте Краеведческого музея в городе Тотьма в Вологодской области концепция комплектования «Тотемского музейного объединения» следует, что первичный отбор делает сотрудник музея и ответственность в определении ценности того или иного предмета лежит на нем. По его рекомендации музей принимает решение, включать этот предмет в свои фонды или нет. В концепции комплектования фондов «Тотемского музейного объединения» признается тот факт, что для пополнения коллекции нужны деньги, а если их нет, тогда «процесс комплектования носит стихийный характер».
Выставленный в Пушкинском музее «Портрет офицера» Никола де Ларжильера, по оценке его сотрудников, относится к лучшим произведениям мастера, а сам художник считается одним из лучших портретистов эпохи Людовика XIV. Эта работа попала в коллекцию музея из собрания московского библиофила и коллекционера Максима Борисовича Кочерова. Наиболее полно его коллекция была представлена в 2014 г. на выставке в Русском музее. На ней были представлены около 300 произведений, в том числе древнерусской живописи и русского портрета XVII–XIX веков, западноевропейской живописи XV–XIX веков, русской и европейской портретной миниатюры.

Первым экспонатом в серии выставок «Новые шедевры...» был показан древнеегипетский магический жезл. Сотрудники музея идентифицировали его как памятник древнеегипетского искусства эпохи Среднего царства (XXI–XVIII века до н.э.). По их сведениям, такого рода жезлы предназначались для борьбы с демоническими существами, пребывающими в «сумеречной зоне». Они использовались в момент как появления человека на свет, так и его смерти, а также когда он был болен или спал. Жезлы спасали от демонов в период посмертного существования. Умерших оснащали ими, чтобы те могли беспрепятственно преодолеть путь, пролегающий по загробному миру. Еще одна полезная функция жезлов — защита от укусов ядовитых животных. Для этого ими нужно было очертить круг возле спального ложа и поместить на ночь рядом с собой. Таких жезлов и их фрагментов сохранилось всего 240. Только 10 из них рельефные, и 1 из них и попал в Пушкинский музей. На его поверхности можно разглядеть фигуры быка, леопарда с головой осла, мартышки и павиана с поднятыми лапами.
Жезл происходит из коллекции австралийского хирурга Харли Бэкстера. В Москву он попал благодаря Кириллу Данелия, коллекционеру, специализирующемуся на восточном и древнеегипетском искусстве. В 2018 г. он оценил стоимость жезла в 6 млн руб. Чтобы выкупить памятник древнеегипетского искусства, музей запустил краудфандинговую компанию. В его собственность жезл перешел в 2022 г.

В ближайшее время ГММИ им. А.С. Пушкина намерена представить публике и другие свежие приобретения: рисунок «Два мексиканца» Леонара Фужиты, гравюру «Морское сражение в бухте Мессины» и «Мадонну с Младенцем» Гверчино.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag