Интервью

Шоу-бизнес ищет себя под рампой

Сергей Жуков, Баста и Александр Розенбаум осваивают театры

Шоу-бизнес ищет себя под рампой
Фото: пресс-служба Московского губернского театра
16 октября на сцене Московского губернского театра состоялась премьера мюзикла «Ты у меня одна» в постановке Нины Чусовой. Автор идеи и композитор — певец, музыкант, лидер поп-группы «Руки Вверх» Сергей Жуков, дебютировавший в этом жанре. Осенью состоялась премьера ещё двух мюзиклов, в которых звучат песни популярных отечественных музыкантов: «Вальс-бостон» Александра Розенбаума и «Любовь без памяти» Василия Вакуленко (Басты).

В мюзикле «Ты у меня одна» Сергей Жуков не только выступил как автор идеи и музыки, но и вышел на сцену в роли фронтового артиста. Так что он дебютировал еще и в новом профессиональном амплуа — артиста мюзикла. На премьере, отвечая на вопросы журналистов, Жуков признался, что если на эстраде он давно уже чувствует себя уверенно, то театральная сцена для него — это новое и пока ещё непривычное пространство.

В мюзикле «Ты у меня одна» (проект поддержан Президентским фондом культурных инициатив) главный герой — современный подросток (его играет сын Сергея Жукова — Энджел Жуков) переносится из настоящего времени в прошлое и проживает несколько эпизодов из жизни своего прадеда. Тот во время войны, подростком, в первые дни войны разлучен со своей матерью и раз за разом оказывается перед экстремальным выбором. В итоге он не только совершает героический поступок, но и находит мать. Сергей Жуков назвал этот проект чем-то большим, чем творческой работой: «Мюзикл „Ты у меня одна“ — история, которую я носил в сердце долгое время и, наконец, могу поделиться ею с вами. Для меня это особенный, очень личный проект, не похожий на всё, что я делал раньше».

Ещё один дебют этой осени в жанре мюзикла — «Любовь без памяти» с песнями Василия Вакуленко (Басты). Но если Сергей Жуков решил написать оригинальную музыку (впрочем, в прошлом году у него вышел в аналогичном формате фильм «Руки Вверх!»), то в мюзикле «Любовь без памяти» в постановке Алексея Франдетти звучат 22 хорошо знакомые фанатам песни. Двадцать одна из них написана Василием Вакуленко, авторство еще одной (узнаваемой в том числе в исполнении Басты) — «На заре» — принадлежит группе «Альянс». На премьере мюзикла Василий Вакуленко, выйдя на сцену вместе с артистами, признался, что был очарован звучанием собственных песен: «Это по-настоящему трогательно — из зала, в роли зрителя, наблюдать за тем, как звучат мои песни». Сергей Жуков, пришедший на премьеру этого мюзикла, так описал эмоции, переживаемые зрителями в зале: «Испытываешь самый чистый кайф, когда весь зал поёт песни любимого артиста».

Шоу-бизнес ищет себя под рампой
Фото: пресс-служба мюзикла «Любовь без памяти»

Это хорошо зарекомендовавший себя в Голливуде джукбокс-мюзикл, в котором звучат популярные песни. Один из самых успешных примеров мюзиклов в формате джукбокс — «Mamma Mia!» (1999) с песнями группы ABBA, который впоследствии шёл с успехом на сценах Москвы и Санкт-Петербурга. Одним из первых российских мюзиклов, сделанных в этом формате, стали «Стиляги» (2019), вышедшие на сцене Театра Наций в постановке Алексея Франдетти. Самый успешный пример отечественного джукбокса — «Ничего не бойся, я с тобой», в котором прозвучали 20 песен группы «Секрет» 1980-х и 1990-х годов.

Ещё один мюзикл в формате джукбокс (проект медиагруппы «Красный квадрат» и Яндекс.Афиши) — «Вальс-бостон» — вышел в начале сентября на сцене Театра эстрады. Зрители погрузились в эстетику Ростова-на-Дону начала XX века вместе под песни Александра Розенбаума. Режиссер-постановщик Михаил Миронов (он работал в этом качестве над постановкой мюзикла-рекордсмена «Ничего не бойся, я с тобой») написал либретто для «Вальса-бостон» и поставил его. Из команды мюзикла «Ничего не бойся, я с тобой» над над этим мюзиклом также работали музыкальный руководитель Евгений Загот и художник-постановщик Максим Обрезков — главный художник Театра имени Евгения Вахтангова. Александр Розенбаум после спектакля, признался, что был потрясен увиденным: «Глядя на сцену, я стоял и думал: боже, какое количество талантов и огромного, великого труда. Неужели моя жизнь сложилась так, что я могу сейчас всё это видеть и слышать? Это невероятное счастье для меня».

Шоу-бизнес ищет себя под рампой
Фото: пресс-служба мюзикла «Вальс-бостон»

Генеральный продюсер фестиваля и премии «Музыкальное сердце театра», член Общественного совета при Минкультуры РФ Дмитрий Калантаров так объясняет сближение отечественного шоу-бизнеса и индустрии мюзиклов: «Несмотря на то что джукбоксов выпущено уже десятки, только единицы из них являются коммерчески успешными. В России до недавнего времени встречались лишь отдельные случаи создания джукбоксов. Но в начале этого года в рамках празднования 125-летия Исаака Дунаевского и 80-летия Максима Дунаевского мы провели творческий вечер в формате джукбокс. Еще тогда я говорил, что считаю это направление перспективным, в том числе для России, так как у различных авторов есть большое количество качественного песенного материала.

Не прошло и полугода, как в Москве появилось несколько джукбокс-мюзиклов. Самые яркие примеры — «Вальс-бостон» и «Любовь без памяти». В чем преимущество такого подхода: во-первых, это проверенный материал, который в руках грамотных профессионалов превращается в хорошую историю с правильными связками. При наличии квалифицированной постановочной группы может появиться достойный продукт, в котором локомотивом станут известные песни и имена их исполнителей. Если в мюзикле также задействован звездный состав исполнителей, это минимизирует риски и повышает шансы на успех проекта.

Во-вторых, проще выходить уже под готовым брендом, чем создавать все с нуля и пытаться убедить публику в том, что создан новый шедевр. Экономический аспект тоже важен: интеграция готовых композиций в новый проект с привлечением либреттиста значительно дешевле, чем подписывать лицензионные соглашения на использование уже написанных произведений, которые доказали свою востребованность. В случае работы с композициями из каталога РАО авторские отчисления обычно не превышают 5%.

Если говорить о жанре мюзикла в целом, с каждым годом количество постановок увеличивается. В этом году на фестиваль «Музыкальное сердце театра» мы приняли 111 заявок, в прошлом — около 100. Эта тенденция охватывает не только столицу, но и регионы. Зритель готов посещать не только музыкальные театры, но и драматические, а также кукольные театры. Очень много независимых проектов, которые не входят в систему репертуарных театров, в том числе такие как «Вальс-бостон» и «Любовь без памяти»«.

Одним из первых отечественных мюзиклов принято считать «Орфея и Эвридику» (1975) Александра Журбина. Тогда его жанр был обозначен как зонг-опера. Настоящими хитами советской сцены стали «Звезда Хоакина Мурьеты» (1975) и «Юнона и Авось» (1979). По аналогии с «Иисус Христос — суперзвезда» Эндрю Ллойда Уэббера, послужившей в 1970-е источником вдохновения для отечественных композиторов, Алексей Рыбников также обозначил их жанр как рок-оперу. Новый этап начался с мюзикла «Метро» в постановке польского режиссёра и хореографа Януша Юзефовича. Этот проект, поставленный максимально приближённо к бродвейскому формату, показал степень интереса зрителей к этому жанру. Кроме того, масштабный кастинг, в котором приняли участие больше двух тысяч человек, показал творческий потенциал отечественных артистов. Трагедия, случившаяся на мюзикле Алексея Иващенко и Георгия Васильева «Норд-Ост», отразилась и на становлении жанра в том числе. В 2010-е годы в России доминировали отечественные постановки зарубежных мюзиклов. Продюсером самых успешных из них выступал Дмитрий Богачёв. Очевидный перелом начался с мюзикла, спродюсированного им же, «Ничего не бойся, я с тобой», в основу которого легли песни группы «Секрет». Он был показан на сцене театра МДМ 718 раз, что стало рекордом для отечественных мюзиклов.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Культура, 17 окт 17:51
В театре «ОДЕОН» презентовали новый гастрономический мюзикл
Культура, 16 окт 16:29
Впервые в Москве пройдут гастроли Государственного академического русского театра для детей и юношества им. Наталии Сац (Алматы, Казахстан)
Культура, 14 окт 17:33
Новаторский подход главного романтика балетной сцены XX века
Культура, 12 окт 10:06
В прокат выходит фильм «Эддингтон» с Хоакином Фениксом
Свежие материалы
«Ясную поляну» присудили за «ясную позицию»
Культура,
Наталью Солженицыну наградили за издание литературного наследия мужа
МВФ предложили новую роль
Финансы,
Антон Силуанов указал на точки для развития международного фонда
«Белый лебедь» распугал «медведей»
Финансы,
Владимир Путин и Дональд Трамп вернули рынок акций в восходящий тренд