Родион Щедрин обладал популярностью, выходящей далеко за пределы музыкальных и театральных залов. Парадоксальным образом произошло это благодаря не музыке для кино, как у большинства советских академических композиторов, а переработке музыки Жоржа Бизе к опере «Кармен». Он превратил ее в сюиту, а кубинский хореограф Альберто Алонсо поставил на ее основе одноактный балет, главную женскую партию в котором исполнила Майя Плисецкая. Она сделала его популярным не только на сцене, но и в телевизионном эфире. Его показывали по советскому телевидению бесконечное количество раз, что резко расширило аудиторию этого музыкального сочинения, авторство которого было разделено между двумя композиторами: Жоржем Бизе и Родионом Щедриным. Жорж Бизе написал оперный хит, а Родион Щедрин преобразил его в музыку для балета, который стал не менее успешным, чем классическая опера.
Еще одно обстоятельство выделяло Родиона Щедрина из общего ряда композиторов: брак с Майей Плисецкой — знаменитейшей балериной, женщиной, считавшейся эталоном красоты. На протяжении многих десятилетий она притягивала к себе внимание огромной аудитории. И Родиону Щедрину все это время приходилось выдерживать свет лучей падавшей и на него славы. Это был гармоничный творческий и брачный союз, продлившийся 57 лет, повлиявший на судьбу как Плисецкой, так и Щедрина. Их отношения сложились благодаря балету «Конек-Горбунок» (1960), для которого Родион Щедрин написал музыку, а Майя Плисецкая станцевала в нем главную партию. Затем последовала та самая «Кармен-сюита» (1967). А за нею «Анна Каренина» (1972), «Чайка» (1980) и «Дама с собачкой» (1985) — в них Майя Плисецкая не только танцевала, но и выступала как хореограф. «Дама с собачкой» стала последним балетом, в котором она вышла на сцену Большого театра.
Как и многие композиторы, Родион Щедрин писал для кинематографа. Его музыка звучит в таких знаменитых советских фильмах, как «Коммунист» (1957), «Анна Каренина» (1967), «А если это любовь» (1961), но в полной мере он реализовался как композитор в музыкальном театре и в академической музыке.
Дирижер, художественный руководитель Государственного академического симфонического оркестра России им. Е. Светланова Филипп Чижевский на вопрос «Эксперта» о месте композитора в истории мировой музыки ответил так: «Родион Щедрин — композиторская эпоха, классик XX века, мастер в высшей степени!»
«Он представлял собой целую эпоху»

Альтист, дирижёр, педагог:
Он представлял собою целую эпоху. Во-первых, он был невероятно талантливым, гениальным композитором. Он был очень знаменит и в советское, и в постсоветское время. То есть, он был таким культурно-музыкальным мостом между совершенно разными мировоззрениями, разными мирами.
В общении он был прежде всего очень приятным человеком. Мы дружили. И это редкий случай, когда я могу сказать: он был абсолютно свободным человеком. Во всех своих поступках и экспериментах, в творчестве. Самый главный подарок, который он мне сделал — конечно, концерт, который он сочинил и подарил мне — Concerto dolce.
Еще один его показательный поступок был связан с Альфредом Шнитке. В советское время Шнитке был не в тренде, и когда он представлял свой абсолютно гениальный альтовый концерт в Союзе композиторов СССР, где председателем был Хренников, а Щедрин — председателем московского отделения, по привычке его альтовый концерт должны были поругать. Но вдруг Щедрин неожиданно для всех встал и громко сказал: «Дорогой Альфред Гарриевич, это великое произведение! Я вас искренне поздравляю». И тут же все его поддержали.
Кроме прочего, я дружил с Майей Плисецкой, его женой, знаменитой балериной, а она, в свою очередь, хотела со мной сделать «Лебедя» Сен-Санса. Она мечтала, чтобы я сыграл это на альте, я даже достал ноты. Но этого так и не произошло. Однако я чаще всего исполняю именно «Кармен-сюиту» Щедрина, которую он написал для Майечки.
Из его творчества я не стал бы выделять что-то одно. Есть знаменитые «Частушки» для оркестра, есть Второй фортепианный концерт, на премьере которого я присутствовал в Большом зале консерватории, и который он блестяще исполнял сам на рояле. Многое можно выделить: и песни, и музыку для кино, для театра, симфонические произведения.
Он всегда был личностью с большой буквы. Каждая встреча с ним, даже во дворе консерватории, — это всегда тепло, доброжелательность и юмор. Он очень радовался жизни, и его уход, конечно, огромная потеря. Но он прожил большую, цельную, увлекательную и очень успешную жизнь с большой любовью и оставил прекрасное наследие, которое, конечно, будет звучать.
«Он закрыл за собой дверь в историю отечественной советской музыки»

Преподаватель кафедры музыкальной журналистики Нижегородской государственной консерватории имени М.И. Глинки:
Уход из жизни великого русского композитора Родиона Щедрина еще только предстоит оценить. Он окончательно закрыл за собой дверь в историю отечественной советской музыки прошлого столетия. Композитор прожил долгую, насыщенную многочисленными событиями жизнь.
Мне довелось быть свидетелем множества премьер, исполнения его произведений в самых разных уголках мира, путешествовать вместе с ним на поезде Московского Пасхального фестиваля, делать небольшие интервью и комментарии о концертах на радио. Он был обаятельным и остроумным собеседником.
Встретить неожиданно Родиона Константиновича в Галерее на Мариенплац в Мюнхене и обменяться новостями было в порядке вещей. Он никогда никуда не спешил, вел размеренный образ жизни и оставался преданным музыке, которая не покидала его до последнего дня.
Родион Щедрин был бескомпромиссным и мудрым человеком. Об этом говорит его музыка, ключи к разгадке которой еще предстоит открыть не одному поколению исследователей и интерпретаторов сочинений композитора. Хочется сохранить о нем самые добрые и светлые воспоминания!
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag