Конкуренция и спрос выравнивают цены

Нефтедобыча и нефтепереработка - наряду с металлургией и машиностроением - традиционно является одной из ведущих отраслей промышленности Большого Урала. Тем ощутимее на экономике региона сказываются и довольно регулярные инициативы правительства по повышению акцизных ставок на отдельные виды топлива, и политика ведущих нефтяных компаний страны, прочно обосновавшихся в Уральском регионе, и бесконечные переделы сфер влияния на бензиновом рынке. Состояние рынка светлых нефтепродуктов в таких разных субъектах, как Башкортостан, Пермская, Свердловская и Тюменская области, наглядно это подтверждает.

Какой вариант бензинового бизнеса предпочтительнее для экономик субъектов? Что при этом происходит с ценами? Cущественно ли повлияет на них увеличение акцизов? "Эксперт-Урал" с этого номера начинает исследование бензинового рынка региона.

Рынок светлых нефтепродуктов Свердловской области существенно отличается от рынка соседей. Это один из немногих российских регионов, где идет жесткая конкуренция между поставщиками моторного топлива.

В советские времена потребность области в нефтепродуктах в плановом порядке закрывала государственная структура "Свердловскнефтепродукт", из которой в начале 90-х годов выделился "Екатеринбургнефтепродукт". В это же время была приватизирована часть автозаправочных станций, что несколько поспособствовало разжижению монополизма традиционных поставщиков горючего в область. К середине 90-х годов сформировалась целая сеть оптовых продавцов светлых нефтепродуктов, самыми солидными среди них были "Cвердловскнефтепродукт", "АПН-центр", "Регион-спектр", "Урал-магма" и другие. Одновременно шло поглощение сбытовых структур крупнейшими российскими нефтяными компаниями, между которыми развернулась настоящая схватка за рынок Свердловской области, потребляющий в год около 1 млн. 250 тысяч тонн светлых нефтепродуктов.

В отличие от других российских регионов ни одной нефтяной компании не позволили монопольно закрепиться на свердловском рынке. В немалой степени этому поспособствовало федеральное правительство, которое в 1997 году принадлежащие государству пакеты акций "Екатеринбургнефтепродукта" и "Свердловскнефтепродукта" изъяло из доверительного управления у "Роснефти" и передало в управление вновь созданному акционерному обществу "Уралнефтепродукт". Последнее сегодня обладает практически монопольным правом на поставку в область нефтепродуктов. Генеральный директор АО Геннадий Тихомиров оценивает свою долю в поставках в 25-30 процентов, а начальник управления по антимонопольной политике Николай Ужегов - в 58 процентов.

Особые, доверительные отношения "Уралнефтепродукта" с правительством области позволили ему заключить весьма выгодные долгосрочные договоры на поставку дешевого топлива сразу с несколькими компаниями: "Cибнефтью", ЛУКОЙЛом и "Сиданко". Все это привело к тому, что цены на бензин в Свердловской области оказались на 50 копеек ниже, чем, скажем, в Перми - вотчине ЛУКОЙЛа, а последний был вынужден играть по правилам свердловчан - нередко себе в убыток, поскольку освободившееся место поставщика тут же занимали конкуренты. Теперь за рядом екатеринбургских фирм-реализаторов стоят уже ЮКОС, ОНАКО, Башнефтехим, Тюменская нефтяная компания, объемы поставок которых, может быть, не так велики, как у "Сибнефти" (51,1 процента бензинового рынка, по данным Государственной нефтяной инспекции Свердловской области) и ЛУКОЙЛа (42 процента рынка дизельного топлива), но они присутствуют и не позволяют монополистам задирать цены.

Сложившаяся структура нефтеторговли позволила области безболезненно пережить увеличение акцизных ставок на бензин в начале этого года. Заводы-изготовители отпускные цены увеличили, но свердловские оптовики перестали брать по новой цене, поскольку резко снизилось потребление топлива. В итоге, по данным руководителя государственной нефтяной инспекции области Людвига Иванова, цены поползли вниз. Максимальная цена на АИ-76 была в ноябре прошлого года - 5 рублей 80 копеек. В январе, уже после увеличения акцизов, она снизилась на 10 копеек, в феврале - еще на 20 копеек и к лету закрепилась на отметке 5 - 5,1 рубля. Цена на бензин АИ-92 с 6,9 рубля осенью упала до 5,8 - 6 рублей весной.

По мнению Людвига Иванова, коррекция цен стала возможной благодаря согласованной политике нефтяных компаний и предпринимателей, задействованных на бензиновом рынке Свердловской области. Между поставщиками идет нешуточная война: компании скупают друг у друга заправочные станции и потом их консервируют. Конкуренция и спрос - те самые факторы, которые выравнивают цены и сверху и снизу, делая их приемлемыми для населения и более-менее одинаковыми для поставщиков. Былого разбега цен на 2-3 рубля, как это было в 1997 году, на автозаправках области, принадлежащих разным собственникам, сегодня уже не наблюдается. Один из поставщиков - "Уралбизнеснефть" - поднял было цену на АИ-95 до 8,2 рублей, но был вынужден снизить до 6 рублей 70 копеек - убытки вследствие неразумного сотрудничества с заводом-изготовителем пришлось взять на себя.

Правда, интегрированные нефтяные компании не оставляют попыток покончить с демпингом и подтянуть цены в Свердловской области до Челябинска или Перми. К примеру, ЛУКОЙЛ-Пермь пытался через ЛУКОЙЛ-Екатеринбург внедрить более высокие цены, то есть те цены, которые сложились на территории Пермской области, но ничего из этого не вышло. Сегодня местный ЛУКОЙЛ довольствуется меньшей прибылью, чем его екатеринбургские конкуренты, поскольку покупает топливо в Перми по тамошним ценам.

В определенном смысле бензиновый рынок Екатеринбурга парадоксален: производители топлива вынуждены продавать бензин конкурентам-реализаторам по более низким ценам, чем они продают его сами на подконтрольных им территориях. По предположениям г-на Иванова, такое стало возможно потому, что свердловский рынок существенно крупнее пермского или челябинского и продолжает развиваться: в 2000 году объемы потребляемых светлых нефтепродуктов растут (по сравнению с прошлым февралем - на 4 тысячи тонн, с мартом - на 15 тысяч тонн, с апрелем - на 4,6 тысячи тонн). Пытаясь закрепиться на нем, и "Сибнефть", и ЛУКОЙЛ соглашаются на местные цены и стараются расширить сеть автозаправочных станций, на которых реализуется только их бензин.

Вряд ли что-то существенно изменится в области и после запланированного правительством повышения акцизов на нефтепродукты. Сегодня интересы основных операторов на бензиновом рынке не сходятся - это служит залогом того, что цены не возрастут по прихоти какого-нибудь одного завода-изготовителя. Свою потерянную прибыль от увеличения акцизов нефтяные компании научились восполнять за счет увеличения поставок или ухода в тень. Доля "левого" бензина в Свердловской области весьма велика: в 1998 году, по оценкам специалистов, почти 600 тысяч тонн светлых нефтепродуктов счастливо избежали налогообложения. В 1999 году эта цифра сократилась незначительно.