Нехватка сырья оборачивается дороговизной

Башкортостан - самый мощный нефтеперерабатывающий центр в России. Здесь производится около 14 процентов производимого в стране бензина и дизельного топлива. В одной только Уфе действует четыре нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятия - Уфимский, Ново-Уфимский НПЗ, "Уфанефтехим" и "Уфаоргсинтез". Около года назад они объединены в одну технологическую цепочку управляющей ими "Башкирской нефтехимической компанией". В другом крупном промышленном городе Салавате есть свое нефтеперерабатывающее предприятие - АО "Салаватнефтеоргсинтез", которым сегодня управляет нефтяная компания "Сибур". В целом республика способна перерабатывать в год не менее 50 млн. тонн нефти. Правда, пока мощности задействованы лишь наполовину. Местная акционерная нефтяная компания "Башнефть" - главный поставщик сырья для названных предприятий - добывает в год около 12-13 млн. тонн нефти. Остальное сырье приходится привлекать со стороны - в основном из Западной Сибири - налоговыми льготами и техническими возможностями заводов, способными производить лучшее в России авиатопливо, качественные высокооктановые бензины - в том числе соответствующие нормам "Евро-2" и "Супер" - и дизельное топливо с содержанием серы 0,05 процента (чаще всего этот показатель равен 0,2 процента). Сегодня до 70 процентов перерабатываемой предприятиями республики нефти является давальческой. "Сургутнефтегаз", "ЛУКОЙЛ", "Сиданко" и ряд других компаний-поставщиков сырья большую часть светлых нефтепродуктов реализуют за пределами региона. Поэтому реально в республике вырабатывается нефтепродуктов значительно больше, чем потребляется местным рынком.

Башкирские нефтепеработчики до 40 процентов своей продукции отправляют на экспорт, а также весьма значительные объемы направляют в Свердловскую, Челябинскую области, в Татарстан, Москву, на юг России и в другие регионы.

В последнее время башкирские производители все активнее стали пробиваться и на розничный рынок нефтепродуктов. Так, если предприятия "Башкирской нефтехимической компании" пока не планируют строить АЗС в чужих регионах, то НК "Башнефть", имеющая 62 автозаправочные станции в Башкортостане, Санкт-Петербурге и других регионах, намерена в ближайшее время удвоить число АЗС за счет экспансии в соседние области.

В самой республике самая широкая сеть заправок (около 200) принадлежит АО "Башкирская нефтехимическая компания", которой заведует сбытовая структура этой компании АО "Башкирнефтепродукт". До недавнего времени она являлась монополистом на рынке и диктовала свои цены. Усиливающаяся конкуренция вынуждает компанию строить самые современные станции - с мойкой, телефоном и прочими европейскими благами стоимостью свыше 3 млн. рублей. "Башкирнефтепродукт" является владельцем самой широкой сети пластиковых (чиповых) карт, по которым обслуживается свыше 42 тысяч пользователей.

Конкуренцию подстегнуло появление на местном рынке НК "ЛУКОЙЛ", которая по соглашению с башкирским правительством в прошлом году построила собственную нефтебазу и 14 АЗС на самых оживленных автотрассах республики. До 2001 года компания намерена построить в Уфе еще около 16 станций. Правда, борьба за бензиновый рынок не сильно сказывается на стоимости топлива: цены на разных заправках отличаются максимум на 10 копеек.

Вообще же башкирский бензин считается не самым дешевым в России. Сказывается нехватка собственного сырья. Возможное повышение акцизных ставок на нефтепродукты, как считают местные специалисты, сразу поднимет цену на 1-1,5 рубля за литр.

Легковых автомобилей -533 502 штуки, грузовых - 93 943 штуки, автобусов - 3 178, спецтранспорт 23 390 единиц. Количество реализованных светлых нефтепродуктов за 1999 1 млн. 556 тысяч 270 тонн (бензин и дизтопливо, включая оптовую торговлю). Цены АИ-92 - 6.40-6.50, АИ-95 стоит 7.50, А-76 - 5.50, дизтопливо - 5 - 5.50.