Пермский тупик

Сергей Ильин
10 июля 2000, 00:00
  Урал

Промышленность призывает под знамена пенсионеров

Безработица, как и некоторые заболевания, обостряется обычно осенью. Специалисты в Перми ожидают к сентябрю высвобождения весьма значительной части работников финансовых и кредитных учреждений, а также промышленных и торговых предприятий.

Несмотря на снижение числа незанятых пермяков, тенденция очень тревожная. Дело в том, что рынок труда воспринимает сегодня либо квалифицированных рабочих, либо редких специалистов для оборонных предприятий. Ни тех ни других на улице не сыщешь. За кризисные годы многие опытные инженеры и квалифицированные рабочие ушли в более стабильные сырьевую и пищевую промышленность или в частный бизнес. Теперь, когда оборонный заказ увеличивается, руководство предприятий вынуждено буквально вытаскивать с дачных участков пенсионеров, поскольку выпускники вузов предпочитают устраиваться в нефтяной и химической отрасли. Другими словами, взять нужных специалистов работодателю практически негде: те, кто нужен, уже пристроены, а те, кто просится на работу, - и даром не нужны.

По данным службы занятости, в первом квартале 2000 года место нашел лишь каждый четвертый работник сферы обслуживания и каждый четвертый квалифицированный рабочий. Не смогли устроиться 85 процентов людей, не имеющих специальности, и 80 процентов служащих и руководителей.

Впрочем, факт этот говорит не столько о катастрофической нехватке нужных специалистов в Перми и переизбытке ненужных, сколько о том, что многие предпочитают не обращаться в службу занятости. Первый заместитель руководителя департамента Федеральной службы занятости Валерий Сыроватский признает, что безработных в области раз в десять больше, чем зарегистрировано официально - то есть большинство безработных свои проблемы предпочитает решать само. И неудивительно: у многих перед глазами стоит программа переобучения и, соответственно, трудоустройства шахтеров депрессивного Кизеловского угольного бассейна (КУБ), которая зашла в тупик. Программа рестуктуризации КУБа предлагала рабочим на выбор или жилищные сертификаты, позволяющие купить в другом регионе жилье, или получение другой специальности. Естественно, большинство горняков отказывается обучаться новой профессии и ожидает сертификата стоимостью в несколько сот тысяч рублей. В итоге нет ни денег, ни работы. При таком подходе вряд ли стоит рассчитывать на то, что в обозримом будущем удастся создать цивилизованный рынок рабочей силы.

г. Пермь