Не место красит специалиста

На Среднем Урале профессионалы - на вес золота

В 2000 году, с началом роста производственных показателей в металлургии и машиностроении, в Свердловской области наметился перелом на рынке труда.

По данным консультанта аналитического отдела Екатеринбургского территориального отдела занятости населения департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Свердловской области (ФГСЗН) Нины Масленниковой, процесс высвобождения работников в первом квартале замедлился по сравнению с первым кварталом 1999 года на 64 процента. Во всех отраслях экономики увольняют меньше, кроме кредитования, финансов, страхования и управления, в которых высвобождение рабочей силы увеличилось в 1,5 - 2 раза. При этом количество вакансий увеличилось более чем в два раза. Не только торговым, но и промышленным предприятиям, строительному комплексу понадобились рабочие руки. Но, что любопытно, ни службы занятости, ни кадровые агентства не могут удовлетворить неожиданно проснувшиеся запросы промышленности - сегодня равно сложно подобрать как опытного специалиста, так и квалифицированного токаря. Пока профессионалы выбирают место работы, а не предприятия профессионалов. Очень важно понять, почему рынок труда у нас встал с ног на голову и к чему это может привести.

Обольщаться насчет снижения числа уволенных с предприятий не стоит: всякое крупное сокращение бьет бумерангом опять-таки по самим предприятиям - с помощью квот или других ухищрений службы занятости вынуждают их принять обратно большую часть уволенных (как правило, весьма неквалифицированных рабочих и специалистов). Заводы предпочитают держать таковых у себя, назначая им смешные зарплаты - от 200 до 500 рублей. Очевидно, что мы имеем дело с еще одним видом социального пособия - просто безработных закрепляют за предприятиями, что улучшает статистику. Между тем самим производствам срочно нужны специалисты, которые разбежались за последние годы либо в частный бизнес, либо в другие отрасли промышленности со стабильным доходом. Обращение руководства предприятия в службу занятости, как правило, ничего не дает: к услугам биржи прибегают в основном неквалифицированные, малоактивные люди, отчаявшиеся найти работу, инвалиды и т.п. Предприятия принялись рассылать своим бывшим работникам приглашения на работу. Но откликаются далеко не все - многие привыкли уже отвечать за свою судьбу сами. Поэтому в ближайшем будущем дефицит квалифицированной рабочей силы станет основным препятствием для промышленного роста.

Куда пропадают специалисты, которых тысячами выпускают средние и высшие учебные заведения? Цифры красноречиво говорят, что престиж образования только растет. Стало быть, рабочие руки и мозги на рынок вбрасываются, но либо оказываются невостребованными, либо работают не по специальности. За последние десять лет разрушилась создаваемая годами система профессиональной ориентации и обучения специалиста на рабочем месте. Всем сразу понадобился готовый классный специалист. А где его взять, если большинство вузов подходит к подготовке специалистов исключительно конъюнктурно: cуществует бум на бухгалтеров - готовим бухгалтеров, в цене юристы - выпускаем юристов? И никто при этом толком сказать не может, сколько и каких специальностей требуется экономике. Рынок выявляет диспропорции с определенным запозданием - вот и возникает переизбыток то ИТР, то бухгалтеров, то юристов.

Кроме того, учебные заведения даже при тесном взаимодействии с производством не смогут подготовить специалиста нужной квалификации без профориентации на рабочем месте. Лидия Варламова (агентство "Екатеринбургский кадровый банк") считает, что профориентации у нас нет в природе: выпускники вузов неадекватны, не знают ситуацию на рынке труда. Нестыковка между возможностями специалиста и его самооценкой чаще всего служит основной причиной безработицы среди молодежи. Образование, по мнению г-жи Варламовой, должно быть фундаментальным, классическим. Имея его в багаже, легче переучиться и приспособиться к любой профессии. То есть получать надо образование, а не профессию. Специальности же сможет обучить лишь высококлассный специалист на производстве, а он сегодня занят делом - убедить его заняться обучением может либо предприятие (за соответствующую плату, конечно), либо государство, которое будет выделять на эти цели средства. Но зато оно потом смогло бы продавать предприятиям готовых специалистов, как это сегодня делают кадровые агентства.

Но прежде чем чему-то учить, надо понять, кого готовить. Отрадно, что государство в лице службы занятости наконец-то поняло это. По словам Нины Масленниковой, в этом году служба впервые проведет анализ специализаций в учебных заведениях, которые тоже испытывают дефицит квалифицированных преподавателей. Ну а пока службы занятости явно не способны перевернуть рынок труда с головы на ноги. По мнению Ольги Блехарской, директора "Уральского кадрового агентства", у службы занятости неплохо получается консультировать, обучать основам предпринимательства, переобучать, оказывать психологическую помощь безработным. Все остальное - ей не по зубам.

Директор фирмы "Анкор" Людмила Малюжец утверждает, что пока только кадровые агентства нацелены на долгосрочное сотрудничество с работодателем и заинтересованно отслеживают судьбу конкретного человека, поскольку он их потенциальный клиент. Служба занятости же, в силу того, видимо, что деньги на свою работу получает из фонда обязательных отчислений, даже не занимается описанием позиции, то есть не пытается свести воедино амбиции специалиста и требования производства или рынка.

Винить службы занятости в сложившемся положении тоже трудно - тут требуется государственный подход. Начальник аналитического отдела департамента ФГСЗН Анатолий Петровин уверен, что должна быть увязка между программой занятости населения и программой экономического развития региона - этого сегодня нет. Губернатор Эдуард Россель поставил пока только одну задачу - возобновление профессионального образования на крупных производственных предприятиях. Односторонность принятого решения дает департаменту ФГСЗН по Свердловской области основание прогнозировать дальнейший рост числа никому не нужных неквалифицированных работников.

Екатеринбург