Все тянут одеяло на себя

Регионалы предлагают исправить эту традицию

В преддверии составления бюджета 2001 года руководители областей и республик Уральского региона на недавнем совещании в Кургане выразили серьезную обеспокоенность ситуацией с изъятием огромных финансовых средств из местных бюджетов. Новая налоговая политика правительства России лишит субъекты федерации, входящие в Уральскую ассоциацию, 13 млрд рублей.

Сергей Воздвиженский, председатель Экономического комитета по программам развития Уральского региона:

- Идет активная подготовка изменения структуры консолидированного бюджета России. По закону, который принят два года назад, бюджет делится между субъектом федерации и центром в соотношении 50 на 50. В тех предложениях по бюджету-2001, которые направлены правительством в Госдуму, соотношение меняется - 40 на 60. Такой подход не соответствует пониманию федерального государства, соблюдающего интересы территорий зарабатывать как можно больше денег. Мы считаем, что сегодня сложилась и без того ненормальная ситуация, когда есть группа доноров, а остальные субъекты сидят на трансфертах. Большая часть субъектов федерации может самостоятельно зарабатывать себе на жизнь! Позиция - будем больше изымать и больше перераспределять - для российского государства неверная. В мире есть государства, где такая система работает, в той же Англии центральный бюджет составляет не менее 70 -75 процентов. Но это отнюдь не означает: то, что хорошо для Англии, будет хорошо и для России. Стремление территорий максимально развивать свою экономическую платформу, промышленность, сельское хозяйство, иметь максимальные доходы - самый правильный подход, который может быть в федеральном государстве.

- Что содержится по этому поводу в пакете предложений Уральской экономической ассоциации, направленном президенту и в Федеральное собрание РФ?

- Мы излагаем свое понимание, суть которого в том, что мы хотим всего лишь исполнения закона о бюджете. Решение, принятое в 1998 году по этому вопросу, достаточно понятно и справедливо. Такой подход давал возможность уральским областям решать большие государственные задачи. Например, Челябинская область купила 300 комбайнов для села. А без обеспечения села техникой не будет его подъема, обеспечения страны зерном, продовольствием. То есть, когда область имеет хороший бюджет, она направляет средства на социальные нужды, образование, здравоохранение, развитие тех отраслей промышленности, которые сегодня находятся в критическом состоянии.

На Большом Урале территории-доноры: Свердловская, Челябинская, Пермская области, Башкортостан. На трансфертах сидят Республика Удмуртия, Курганская область, Оренбургская. Кстати, Оренбуржье вполне может быть не дотационной областью. Все дело в том, как вести расчеты. Если мы говорим, что в стране территорий-доноров всего десяток, то мы как раз та половинка, которая обеспечивает поступление средств. Ведь основной вопрос в том, чтобы был интерес хорошо работать, зарабатывать больше, направлять собранные налоги на образование, на борьбу с наркоманией и прочее. Не будет должных средств - мы ничего этого не поднимем.

- Самым острым из обсуждаемых вопросов стала тарифная политика естественных монополий как противоречащая интересам развития страны. Вы действительно считаете, что государство не контролирует эти тарифы ни на федеральном, ни на региональном уровнях?

-Сегодня каждая монополия стремится самостоятельно изменять тарифы, исходя из своих интересов. Энергетика, газ, железная дорога - это ключевые позиции экономического развития. Экономика идет с очень приличным ростом: по Свердловской области за пять текущих месяцев темп роста составил 20 процентов, по Челябинской - 22, по Пермской - 19, а в среднем по Уралу - 12 процентов. Расчет ведется в деньгах с учетом коэффициента инфляции, но это реальный рост реальных объемов производства. Принципиально важно, что растет и машиностроение, которое получило хорошие заказы на этот и следующий год. Начинает подниматься легкая, химическая промышленности. Но этот рост тесно связан с теми тарифами, которые закладываются. Попытка таких монополистов, как РАО "ЕЭС России" поднять тарифы своих региональных организаций "Свердловэнерго", "Челябэнерго" на 35 процентов приведет к тому, что мы сразу уйдем в инфляцию и весь рост, которого добились такой ценой, мы потеряем. Тарифы на электроэнергию, газ, железнодорожные перевозки устанавливаются без анализа их влияния на экономику и без согласования с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Такую оценку дали практически все члены совета Уральской экономической ассоциации. Мы считаем, что правительство России должно обязать РАО "ЕЭС России" и "Газпром" представить ему в третьем квартале 2000 года предложения по реструктуризации управления финансовыми потоками с целью обеспечения их прозрачности, ликвидации фирм-перекупщиков и тем самым добиться снижения стоимости продукции и услуг.

Курган-Екатеринбург