Предпоследняя парламентская республика

Осенью 2000 года Удмуртия станет президентской республикой

В Удмуртской республике 15 октября пройдут выборы первого президента. Меньше чем за год республика прошла путь реформирования системы государственного устройства, со скоростью, в принципе не свойственной при политических переменах глобального характера.

Реформирование началось с Закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", подписанного Борисом Ельциным в октябре 1999 года. Согласно этому документу высшее должностное лицо субъекта Федерации должно возглавлять исполнительную власть и избираться всенародно. Конституцией Удмуртии была заложена другая система: до сих пор высшим должностным лицом республики является председатель Государственного Совета, избираемый простым большинством из 100 депутатов местного парламента. Действующий спикер Госсовета Александр Волков, избранный в 1999 году на второй срок, и исполняет представительские функции, которыми в других национальных республиках наделены президенты. В то же время реальная финансовая власть, основанная на механизме распределения консолидированного бюджета Удмуртии, фактически принадлежит главе исполнительной власти - председателю правительства республики Николаю Ганзе, который, возможно, примет участие в президентской гонке.

Закон отвел максимальный срок, в течение которого субъекты федерации обязаны привести собственное законодательство в соответствие с Конституцией России. Жителям Удмуртии предписывалось избрать первого президента в срок до 6 октября 2001 года. Но сегодняшняя республиканская власть так долго ждать не захотела, объявив выборы на год раньше. И на это есть свои веские причины, главная из которых, по мнению местных политологов, заключается в том, чтобы максимально облегчить избрание на президентский пост основного претендента - Волкова.

19 декабря 1999 года одновременно с выборами депутатов Государственной Думы России в Удмуртии прошел опрос населения: как должно именоваться высшее должностное лицо - президент или глава республики? В прессе развернулась мощная пропагандистская кампания, целью которой было подтолкнуть население отдать свои голоса за "президента". Основной аргумент сторонников президентской власти - опыт соседних Татарстана и Башкортостана, республик, которые вывели в лидеры именно президенты. Объяснение природы успеха соседей, видимо, показалось населению Удмуртии убедительным, и более 51 процента от принявших участие в голосовании высказались за наименование "президент".

Реформа государственного устройства Удмуртии не носит поэтапный характер с самого начала. Еще не внеся соответствующие изменения в конституцию республики, не определив полномочия президента, парламента и правительства при новом политическом раскладе, власть поторопилась сделать следующий шаг. На внеочередной сессии парламента была назначена дата проведения референдума по основному вопросу государственного устройства - 26 марта 2000 года. Жителям республики предлагалось высказать свое отношение к новой редакции статьи 10 Конституции Удмуртии, которую предлагалось изложить следующим образом: "Государственную власть в Удмуртской республике осуществляют Государственный Совет Удмуртской республики, президент Удмуртской республики, Правительство Удмуртской республики, Конституционный суд Удмуртской республики, мировые судьи Удмуртской республики. В Удмуртской республике могут образовываться иные органы государственной власти. Порядок их формирования и компетенция определяются законами Удмуртской республики в соответствии с федеральным законодательством".

Многие политически активные избиратели были в недоумении: как можно сделать осознанный выбор "за" или "против" основной поправки конституционной статьи, если республиканский закон, определяющий компетенцию и ответственность этих самых органов власти, был принят и опубликован буквально за три дня до проведения референдума? Людям просто не дали времени подумать, а нужен ли нам президент с такими огромными полномочиями?

Следующий этап реформы связан с определением пороговых барьеров при выборах первого президента Удмуртии. Предложенный конституционной комиссией парламента вариант избрания президента (выборы считаются состоявшимися, если в них примут участие не менее 25 процентов от общего числа избирателей, а кандидат - избранным, если за него проголосуют не менее 25 процентов от числа пришедших на избирательные участки) не устроил некоторых депутатов Госсовета. Сторонники варианта "25х25" аргументировали свой выбор тем, что в сложных финансовых условиях Удмуртия не должна тратить дополнительные средства на проведение второго тура выборов. Первый тур обойдется в 12 миллионов рублей, а второй потребует еще 8 миллионов. Закон "О выборах президента Удмуртской республики", вынесенный на сессию Госсовета, претерпел максимальное число поправок, но пороговый барьер "25х25" остался в силе.

Таким образом были сняты последние преграды, и сегодня предвыборная кампания фактически уже идет. Основных претендентов на президентский пост немного. Кандидатом N 1 называют Александра Волкова. Он, как опытный политик, умеет превратить собственные промахи в достижения или обвинить оппозицию в кознях. Как это случилось, например, со скандалом, связанным с четырехлетней политической борьбой с Анатолием Салтыковым, главой местного самоуправления Ижевска. Решив построить жесткую вертикаль власти в Удмуртии, Волков чуть было не упразднил институт местного самоуправления. И только вмешательство Конституционного суда РФ восстановило право жителей республики избирать всенародным голосованием мэров городов.

Сегодня в рамках реформирования системы государственной власти в масштабах России стремление Волкова к единоначалию оказалось востребованным и логичным. Среди сильных черт характера Волкова - умение собраться в критической для себя ситуации и умение договариваться с оппозицией. Так для повторного избрания на должность спикера парламента в 1999 году ему не хватало всего одного депутатского голоса. После часовой консультации с оппозиционерами он получил пять голосов. Умение сформировать сильную команду, работающую на одного лидера, - тоже немаловажное качество Волкова. После повторного избрания он обновил фактически весь состав правительства, поставив на ключевые должности своих людей, преимущественно из второго по величине города Удмуртии Глазова, где Волков проработал на руководящих постах 30 лет.

Другой кандидат на пост президента Удмуртии - первый заместитель председателя Госсовета Павел Вершинин. Он пользуется безоговорочной поддержкой влиятельной удмуртской ассоциации "Удмурт Кенеш", имеющей представительства по всей республике. С 1995 года он возглавлял правительство республики и имел реальные рычаги влияния на глав местных администраций. Сегодня он довольствуется малым, приняв от Волкова после прошлогоднего проигрыша в борьбе за пост спикера должность первого зама, ответственного за культуру и образование.

А недавно как о возможном кандидате в Удмуртии заговорили о председателе правительства Николае Ганзе. Для многих влиятельных сил республики он сегодня, пожалуй, самый удобный кандидат. Как председатель правительства и главный распорядитель средств республиканского бюджета, он обладает реальными рычагами влияния на директоров крупных акционерных обществ и государственных предприятий (во всяком случае, до президентских выборов, которые изменят полномочия премьера). Он пользуется уважением среди промышленников еще и потому, что до назначения на пост председателя правительства возглавлял одно из главных оборонных предприятий Удмуртии - Чепецкий механический завод, и сумел вывести его в российские лидеры атомной промышленности в самые сложные годы конверсии.

В отличие от председателя Госсовета он более предсказуем и не занимается идеологией, отмечая, что "все эти политесы" ему крайне скучны, гораздо приятнее заниматься промышленным и финансовым хозяйством республики. О своем окончательном решении участвовать или не участвовать в выборах президента Ганза объявит позже, и от его решения зависит многое. В том числе и его собственная карьера, поскольку, если он откажется от президентских амбиций, в случае победы на выборах Волкова, не прощающего излишней строптивости своим вчерашних ставленникам, ему не быть и премьером.

Несмотря на то, что предвыборные страсти уже накалены до предела, внешне ситуация в Удмуртии остается спокойной. Основные претенденты на пост первого президента и политологи ждут главного аргумента в пользу того или иного кандидата - решения Москвы о поддержке одного из них.

Ижевск