Впереди рынка

Игорь Степанов
14 августа 2000, 00:00
  Урал

Отечественная промышленность еще не готова потребить то количество спецсталей, которое в состоянии производить Челябинский металлургический комбинат

Для крупнейшего металлургического предприятия Челябинска - ОАО "Мечел" (Челябинский металлургический комбинат) пришло время больших перемен. Собственно, совсем неожиданными их не назовешь, так как обусловлены они, с одной стороны, теми изменениями, которые происходят в российской экономике с памятного августа 1998-го, и с другой - технологическим потенциалом самого "Мечела", который просто использовался не в полную силу.

И вот в прошлом году только что утвержденный советом директоров акционерного общества новый генеральный директор "Мечела" Алексей Иванушкин, до этого возглавлявший департамент черных металлов московского представительства швейцарской компании Glencore, контролирующей челябинское предприятие, заявил, что перспективы развития комбината связаны в основном с внутренним рынком и производством специальных сталей. Его словам тогда почти никто не поверил. Слишком уж сильно "Мечел" зависел от экспорта, причем экспорта далеко не высокопередельной металлопродукции.

Маленькая революция

В январе 1999 года на экспортные поставки "Мечела" приходилось более 60% объемов реализации, тогда как на внутреннем рынке продавалось менее 40% металлопродукции. Из них реализация за живые деньги составляла только 7%. Экспорт давал в условиях страшного дефицита денежных средств те самые живые деньги, которых жаждали все - энергетики, железнодорожники, газовики, поставщики сырья и, конечно же, налоговые органы. Поэтому экспортировали все, что на Западе готовы были купить (в основном продукцию низких переделов), и по тем ценам, которые диктовал покупатель.

Однако в течение прошлого года ситуация изменилась кардинальным образом. К январю 2000-го "Мечел" уже порядка 70% металлопродукции продавал за живые деньги на внутреннем рынке и только 24% продукции экспортировал. Доля взаимозачетов практически сошла на нет.

Основная причина всех этих изменений заключалась в том, что на российском рынке появился платежеспособный покупатель.

Новые старые лица

Кто же он, этот покупатель? По словам заместителя генерального директора по маркетингу и сбыту ОАО "Мечел" Владимира Тыцкого, это и коммерческие фирмы, которые занимаются перепродажей металлопроката, и промышленные предприятия. Но процесс этот было бы неправильно представлять таким образом, что покупатель с деньгами появился и продукция пошла. На переориентацию сбытовой политики комбината повлияло то обстоятельство, что в определенный момент руководство решило проводить жесткую линию: продаем только тому, кто платит деньги, никаких рассрочек, никакого бартера.

Свою роль сыграло, конечно же, и оживление в отечественном металлургическом комплексе и машиностроении. Последнее обстоятельство позволило "Мечелу" увеличить долю более качественного, высокопередельного металла в общем объеме производства.

Вместе с тем ситуация в российском машиностроении улучшилась не настолько, чтобы автогиганты захотели рассчитываться за металл напрямую денежными средствами. Поэтому с такими крупными заводами, как "КамАЗ" или "АвтоВАЗ", "Мечел" продолжает работать через коммерческие структуры, которые рассчитываются с металлургами живыми деньгами и получают с автозавода автомобили на реализацию. Такая схема "Мечел" сегодня вполне устраивает.

Самый лакомый рынок

Оживление спроса на внутреннем рынке совпало с улучшением конъюнктуры мирового рынка спецсталей, с которого "Мечел" в прошлом году серьезным образом потеснили японские и немецкие компании. И произошло это вовсе не по вине металлургов. На предприятии не скрывают, что в качестве наиболее перспективного рынка, если говорить о поставках высококачественных сталей, рассматривают рынок США. Но дамоклов меч антидемпингового разбирательства и подписанное затем между Министерством торговли РФ и Департаментом по торговле США соглашение не позволяет в настоящее время "Мечелу" экспортировать качественную сталь в США в значительных объемах.

В планах "Мечела" было экспортировать в США в 1999 году 4,5-5 тыс. тонн высококачественных инструментальных сталей. И это минимум, подтвержденный реальным спросом. В результате после подписания вышеупомянутого соглашения в первом квартале прошлого года "Мечел" поставил 800 тонн инструментальных сталей в США и выбрал таким образом всю годовую квоту, которая была предусмотрена соглашением. Однако в этом году "Мечелу", по словам Владимира Тыцкого, "удалось несколько улучшить ситуацию". Только на первое полугодие 2000 года предприятие получило заказ на поставку в США более 1 тыс. тонн инструментальных сталей. В подробности относительно того, как соотносится заказ с квотами соглашения, на "Мечеле" вдаваться не стали.

Зато Владимир Тыцкий достаточно четко сформулировал позицию российских металлургов, на практике столкнувшихся с недобросовестным государственным административным регулированием рыночной экономики: "Российским производителям металлопродукции, экспортерам надо объединяться, чтобы сообща отстаивать свои интересы. Сегодня настало время создавать некоммерческую организацию (партнерство), которая бы отстаивала интересы отечественных металлургов. Мы намерены в этом самым активным образом сотрудничать с "Ностой", "Северсталью", ММК, НЛМК и другими металлургическими предприятиями".

А пока суд да дело, ситуация на рынке снова начала меняться. В структуре продаж "Мечела" доля экспорта к лету этого года вновь возросла и составила 35%.

Glencore как мотор

На внешнем рынке "Мечел" сегодня работает как через трейдеров, так и непосредственно с предприятиями, потребляющими металлопрокат. В основном комбинат работает через двух трейдеров: Glencore и кипрскую компанию "Техностил", занимающуюся реализацией качественных сталей. Напрямую "Мечел" работает с подшипниковыми заводами Чехии, Словакии, с машиностроителями Тайваня.

И все же основная заслуга в успешном освоении "Мечелом" внешнего рынка принадлежит, наверное, швейцарской компании, которая сначала работала чисто в качестве трейдера, продвигая металл "Мечела" на мировой рынок, а затем через партнеров по бизнесу стала практически основным владельцем комбината. Так или иначе, а швейцарцы не просто держат под контролем денежные и материальные потоки металлургического гиганта, но и оказывают предприятию существенную инвестиционную и консультационную помощь. До 1999 года компания Glencore выдала "Мечелу" кредитов на общую сумму порядка 140-150 млн долларов, и не будет преувеличением сказать, что Glencore помогла "Мечелу" остаться на плаву, когда ситуация складывалась просто критическая. Напомним, что и 1997, и 1998 годы предприятие закончило с крупными убытками.

Швейцарцы вовсе не собирались выжать уральское предприятие как лимон и выбросить. Они терпеливо ждали, когда "Мечел" поднимется, готовили программу технического перевооружения комбината. В начале 1999 года Челябинск посетил глава Glencore Вилли Штротхотте. После этого визита власти более благожелательно стали относиться и к "Мечелу" (прекратились разговоры о возможном его банкротстве), и к программе его модернизации. Рассчитанная на несколько лет программа должна помочь "Мечелу" увеличить долю качественных сталей в объеме производства. То есть при сохранении натуральных объемов предприятие должно перейти на выпуск более дорогой продукции и за счет этого существенно улучшить свои финансовые показатели. Это, конечно, перспектива, и пока дело продвигается достаточно медленными темпами. Но курс задан, а это уже немало.

Ожившая Азия

По оценке председателя совета директоров "Мечела" Владимира Прокудина, сегодня порядка 90% экспорта предприятия приходится на рынки Юго-Восточной Азии, причем адреса поставок в последнее время изменились.

Так, если в 1998 году основной экспорт "Мечела" шел в Китай, то в настоящее время предприятие активно экспортирует свою продукцию на Филиппины, во Вьетнам, Южную Корею и на Тайвань. В начале июня была достигнута договоренность о том, что металлургические предприятия Челябинской области, и в первую очередь ОАО "Мечел", в ближайшие несколько лет экспортируют через Гонконг 6 млн тонн металлопродукции. Договоренность была достигнута не только по объемам поставок, но и по сортаменту металлопродукции, по ценам и условиям поставок. Примечательно, что деловые переговоры в Гонконге были организованы гонконгской Ассоциацией по торговле с Россией и гонконгским представительством компании Glencore, стратегического партнера ОАО "Мечел". О нем следует сказать особо.

Сегодня рынок Юго-Восточной Азии оправился от кризиса, но он не может полностью удовлетворить экспортные потребности "Мечела" - во многом именно в силу того, что этот рынок испытывает в основном потребность в низкопередельной металлопродукции. В Китае, например, имеется достаточно развитая сеть мини-заводов, которые способны производить строительную продукцию и которые нуждаются в заготовке. Но "Мечел"-то специализируется на выпуске специальных сталей, которые используются в машиностроении, ракетостроении, в космической промышленности.

Конечно, и сегодня ряд зарубежных предприятий высказывает заинтересованность в челябинском металле более глубокой переработки. Например, китайские железные дороги. Для изготовления железнодорожного подвижного состава и тепловозов "Мечел" уже осуществлял поставки в Китай пружинной стали, в достаточно больших количествах сюда поставлялись шарикоподшипниковые стали, началась поставка на рынки Азии инструментальной и нержавеющей стали... Тенденция позитивная, но погоды она все еще не делает.

"Мечел", впрочем, сдаваться не собирается. Владельцы и менеджеры предприятия вполне сознательно и убежденно сделали ставку на спецстали и сплавы, и вся программа технического перевооружения комбината осуществляется с этим прицелом. Эта же стратегическая задача - расширение присутствия на мировом рынке специальных сталей - диктует "Мечелу" и соответствующую сбытовую политику: удовлетворять потребности компаний, отечественных или зарубежных, нуждающихся в первую очередь в высококачественных сталях. И отсюда легко уже сделать прогноз: если в ближайшее время отечественные машиностроение, ракетостроение не будут развиваться достаточно быстрыми темпами, "Мечел" будет вынужден увеличивать долю экспорта своей продукции в те страны, где в ней больше нуждаются. Если, конечно, на пути у российского металла не поставят новых административных преград.

Впрочем, пока на "Мечеле" веру в отечественную промышленность не теряют и по-прежнему рассматривают внутренний рынок как приоритетный.

Челябинск