Музей - без окон, без дверей

Ольга Пирожкова
14 августа 2000, 00:00
  Урал

Курганский центр современного искусства создал Международный музей современного искусства по инициативе и при содействии творческого семейного дуэта из Вены. Редактор австрийского художественного журнала "State of the art" Хуго Энгельбрехт и художник, критик Елена Лапшина не первый раз в Кургане и нашли единомышленников среди здешних художников. Совместный проект получил простое, но не без претензии название - "М 21": музей ХХI века. Он проводит экспозиции, акции, лекции под открытым небом.

В новогоднюю ночь в селе Илецком, что недалеко от Кургана, австрийцы и зауральцы под бой курантов провозгласили его рождение. В конце июля прошла серия творческих мероприятий с участием авангардных художников Урала, Сибири, Австрии.

Первая акция состоялась на границе Европы и Азии на берегу озера Тургояк и не обошлась без традиционных в таких случаях атрибутов типа скатерти, расстеленной сразу в двух частях света. Перфомансы на фоне великолепной уральской природы призваны были аргументировать не оригинальную, но концептуальную для "М 21" идею: "Художники, черпайте вдохновение у природы". Вскоре участники проекта провели симпозиум на серьезную тему "Искусство и социокультурная ситуация", который прошел на центральной площади Кургана. Памятник Ленину до сих пор был привычен лишь к официальным речам да политическим митингам. Теперь же на его трибуне горячо спорили, например, об актуальности монументальной пропаганды в России и Австрии. Присутствовавший при этом вождь мирового пролетариата мог узнать, что его план "монументализации всей страны" потерпел крах из-за безликости, унифицированности большинства "произведений искусства" в жанре скульптуры и стиле социалистического реализма.

Заключительная акция "М 21" прошла вновь в окрестностях села Илецкого. Его жители стали свидетелями международного пленера "Условный пейзаж". Курганская художница Екатерина Ниеня создала образ "Девушки-соломушки" в конструктивистском стиле, где живопись дополнили живые цветы, травы и... позолоченная калоша, которую по аналогии с туфелькой Золушки могла примерить любая дама. Художник Курганского центра современного искусства Вадим Осадчий в любимом стиле инсталляции разрисовал забор у сельского огорода, а затем украсил его картинами, полностью повторявшими вид за забором. Пейзаж реальный прекрасно сочетался с пейзажем искусственным.

Курган