Джентльмены здесь не ходят

Уральские оборонщики мечтают о здоровой конкуренции

Оборонная промышленность Урала сконцентрирована в основном на производстве либо традиционных видов вооружений, подвергающихся ныне сокращению, либо комплектующих для авиационной техники, что делает заводы весьма зависимыми в финансовом плане от головных предприятий. Исключение, пожалуй, составляет лишь ракетная техника. Но продажа комплексов типа С-300В - дело штучное, связанное с политикой, и поэтому порождает нешуточную конкуренцию даже внутри страны. В связи с этим можно выделить несколько тенденций, определяющих работу уральских оборонных предприятий.

Узость рынка вынуждает изготовителей артиллерийской и сухопутной боевой техники соглашаться на цены ниже мировых. В итоге у предприятий нет средств на модернизацию станочного парка, на проведение научно-исследовательских работ, и такие заводы все больше и больше погружаются в вынужденную конверсию. Лучше обстоят дела у фирм, специализирующихся на производстве авиационного и ракетного оборудования, но существующая ныне практика внутренних и внешних цен больно бьет и по этим предприятиям. Внутренние цены на комплектующие, поставляемые уральцами российским изготовителям конечной продукции, раза в 3-4 ниже реальной цены, которую могли бы получить оборонщики, имей они возможность продавать непосредственно заказчику или проводить сервисное обслуживание своей продукции. А этого им пока не дает делать государство в лице "Росвооружения". От "головников" же порой не допросишься и кровно заработанных денег, что лишний раз заставляет идти на поклон к тому же "Росвооружению".

Жесткая централизация процесса выхода на международный рынок приводит к появлению своих фаворитов и изгоев. За вполне справедливым стремлением государства контролировать весьма специфический рынок явственно начинает просматриваться желание отдельных политических и экономических групп приватизировать торговлю оружием, то есть направить финансовые потоки исключительно через один карман. Естественно, последнее обстоятельство не только не имеет ничего общего со здоровой конкуренцией, не способствует расширению российского присутствия на международном рынке оружия, но и приводит к громким внутрироссийским скандалам, что очень хорошо видно на примере работы отдельных оборонных предприятий Урала.

Торговля оружием - весьма специфическое и в некотором роде грязное занятие. Участники рынка не любят об этом говорить, но для продвижения товара нередко приходится подкупать министров и даже монарших особ государств-покупателей, жестко обходиться с конкурентами. Причем к подобным методам прибегают все: и наши, и зарубежные продавцы. Все это, естественно, скрыто от посторонних глаз: этакая борьба бульдогов под ковром. Видимо, в силу полулегального характера рынка оружия многие его особенности недоступны широкой общественности. Однако порой скрыть свои делишки от посторонних глаз не удается - конкуренты с радостью предают огласке информацию, если она к ним попадает. Так становятся известны нравы, царящие на этом сегменте рынка.