Власть - заботится, население - платит...

14 августа 2000, 00:00
  Урал

Челябинская областная власть не первый год ищет источники пополнения местной казны. Ретроспективный взгляд, брошенный в российское историческое прошлое, указал на водку. Как на самый надежный источник пополнения областной казны.

Выяснилось, что крупнейшее водочное производство области - комбинат "Казак Уральский" - работает через пень-колоду. В то же время за оградой предприятия продукция "Казака Уральского" ("КУ") шла совсем неплохо. Некоторые цехи работали даже в ночное время. Государство от доходов водочного гиганта оказалось в стороне. Но предприятие-то было стопроцентно государственное!

Областная администрация поставила у руля "КУ" своих управленцев, и уже через пару лет по объему отчислений в областной бюджет предприятие сравнялось с гигантами металлургии - Магнитогорским металлургическим комбинатом и ОАО "Мечел". Здесь бы областным властям и остановиться, оглядеться по сторонам: может, еще какое винно-водочное предприятие в области, нуждающееся в помощи, можно поднять?

Однако в администрации решили пойти по другому пути. В Челябинской области, как и во всяком другом регионе, водку не только производят, но и завозят как легально, так и нелегально. Продукция "Казака" по цене конкуренции с паленой не выдерживает.

В 1998 году Законодательное Собрание с подачи областной администрации принимает закон "О государственном регулировании качества этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Зачем он нужен? Ответ в нем вроде есть: "в целях предотвращения проникновения на потребительский рынок некачественной, опасной для жизни и здоровья алкогольной и спиртосодержащей продукции".

На деле же продавцы винно-водочной продукции в должны были покупать в созданном областной администрацией ГУП "Гарант" специальные "идентификационные" марки по цене от 3,5 до 5 рублей, клеить их на бутылки и соответственно увеличивать стоимость горячительной продукции. Разумеется, выигрывал от этого изобретения областной бюджет, проигрывало население. Но проигрывало в деньгах - выигрывало в здоровье.

Население мириться с такой заботой не пожелало, и в лице студента Международного института экономики и права Дениса Завьялова подало на областные власти в суд. Студента поддержал один из крупнейших оптовиков - ООО "Мавт". В результате областной суд в июне этого года вынес свой вердикт: признать незаконным и противоречащим федеральному законодательству решение местных властей о введении региональных марок на алкогольную продукцию, в том числе ввозимую на территорию Челябинской области.

Но областная администрация этим не удовлетворилась: во-первых, подала в Верховный суд РФ кассационную жалобу, а во-вторых, взамен отмененных областным судом идентификационных марок на водку губернатор с 1 июля ввел своим постановлением так называемые марки качества. Новая система контроля за алкогольной продукцией в точности повторяет прежнюю, признанную незаконной.

В эту "качественную" систему теперь включен и "Казак Уральский", ранее помилованный. В настоящее время "КУ" испытывает серьезные проблемы со сбытом продукции: склады затоварены. И это при том, что предприятие научилось производить по-настоящему классные напитки!

Другой мощный игрок на Челябинском рынке алкогольной продукции - Центр пищевой индустрии "Ариант". (В 1999 г. из выпущенной в области алкогольной и спиртосодержащей продукции на сумму 875,5 млн. руб. на его долю приходится 33,2%, тогда как на "КУ" - 37,8%). Еще недавно специализировавшийся на выпуске газированных напитков и игристых вин "Ариант" в этом году приступил к выпуску собственных марок водки , отличающихся высоким качеством и... столь же высокой ценой. В результате - те же проблемы с реализацией.

И проблемы эти не в последнюю очередь связаны с политикой областных властей, которые способствуют удорожанию винно-водочной продукции на прилавках. Вот так: одной рукой - помогаем, другой - топим...

Челябинск