Непродаваемые штаны

Людмила Колбина
28 августа 2000, 00:00
  Урал

Эффективных решений по подъему легкой промышленности Свердловской области пока нет

По мнению непосредственных участников, как производителей, так и коммерческих структур, рынок школьных товаров Свердловской области достаточно ограничен. Ими торгует небольшое количество фирм, большого выбора и широкого предложения по городу Екатеринбургу и области нет.

Структура производителей в процентном соотношении такова: отдельные товарные позиции закрываются за счет продукции других регионов России на 40%, на 10% - стран СНГ, импортных товаров (в основном Турция и Китай) - 20% и только 30% составляют товаропроизводители Свердловской области.

Одна из причин ограниченности рынка заключается в том, что легкая промышленность области находится в глубоком кризисе, и если в ряде регионов России она начинает подниматься вслед за другими отраслями, то здесь это можно сказать лишь о единицах предприятий. Динамика объемов производства легпрома в Уральском регионе показывает, что в 2000 году они снизились до 16,8% по отношению к 1990 году. Обвал отрасли произошел в период 1995 - 1998 год. Прогноз дальнейшего развития ситуации: в 2000 году мощности швейных, трикотажных и текстильных предприятий региона могут быть остановлены из-за отсутствия сырья и невозможности его приобретения на условиях денежных расчетов. В настоящее время в Российской Федерации в несколько раз снижены ресурсы по шерстяному волокну, полиэфирные волокна импортируются, 80 - 90% целлюлозы и вискозы, производимой предприятиями Архангельской, Иркутской, Саратовской и Рязанской областей, идут на экспорт. Продолжается завоз огромной массы импортной готовой продукции, что негативно сказывается на местных производителях, которыми практически прекращен выпуск товаров детского ассортимента.

Основные проблемы этих предприятий заключаются в отсутствии оборотных средств и перспектив для получения кредитов, устаревшем оборудовании, недостатке квалифицированных кадров. С первого сентября на 13% повышаются тарифы на электроэнергию для производителей, до конца года повышение в целом, по данным Союза "Ураллегпром", предположительно составит 30%. Цены резко пойдут вверх. Как посчитали специалисты, составляющая электроэнергии в себестоимости выше 16% уже делает продукцию нерентабельной. Правительство Свердловской области полагает, что поскольку предприятия легпрома, составляющего 0,3% в общем объеме промышленности области, все негосударственные, акционеры должны решать свои проблемы самостоятельно. Но пока нет ни одного эффективного решения, показывающего, каким образом это может произойти. Потому что у предприятий продолжают нарастать долги, образовавшиеся во время резкого падения производства, которые тоже закладываются в стоимость товаров, лишая их конкурентоспособности. Из-за этих долгов не дают экономического эффекта и льготы для легкой промышленности, в том числе и налоговые. Ограниченность рынка обусловлена и теми проблемами, которые есть у местных коммерческих структур. Завезти извне весь необходимый объем товаров на все количество школьников очень дорого. Два раза в год торговля, участвуя в ярмарках, заключает договора, закупает ассортимент. Сложность у торгующих фирм на сегодня одна: недостаточно оборотных средств, чтобы закупить столько товаров, сколько бы хотелось. Механизм возникновения дефицита денег даже у большой торгующей структуры банален: большие налоги, сумасшедшая арендная плата, дорогостоящая охрана и прочее.

Положение в торговле определяется и покупательскими возможностями населения. Если бы у него вдруг появилось столько денег, сколько ему необходимо, магазины бы опустели. Потому что соотношение товарных запасов к товарообороту очень незначительно. Но бедное в целом население больше не купит, низкий спрос ограничивает и торговлю, и развитие легкой промышленности, нет необходимого притока средств. Кроме того, фирмы не очень-то рвутся торговать такой малоприбыльной в экономическом плавне группой товаров, как одежда и обувь, в том числе и для школьников. Это не продовольствие, население в основном свою зарплату проедает. И этим также определена ситуация на рынке. Хотя в принципе торговля готова освоить оборотных средств раза в три-четыре больше, чем она их имеет.

По мнению экспертов, торговля может участвовать не только в формировании заказа для предприятий легкой промышленности, но и в формировании себестоимости продукции. Кстати говоря, в этой связке мог бы участвовать и банк своими деньгами.

Генеральный директор фирмы ОРТО (оптово-розничная торговля одеждой) поясняет: "Имея необходимые оборотные средства, мы могли бы прийти на любое промышленное предприятие - швейное, трикотажное, чулочное - и заказать продукцию. Но мы оплатим не эту продукцию, а затраты: на сырье, зарплату, тепло, свет и налоги - за все заплатим, но при этом мы должны сами делать расчет себестоимости продукции. Я вас уверяю, мы могли бы реализовать товара значительно больше, лучше, красивее не только в своем регионе. И цены бы сбили. Что мешает? Никто не готов рискнуть деньгами, не хочет инвестировать в такие проекты и не видит очень важную роль торговли в этом всем, которую она готова играть и в своих, и в общих интересах. В этой схеме не заинтересован в первую очередь изготовитель. Ему вообще неинтересно работать на сегодняшний день, потому что на нем висят растущие долги. Возможно, ему выгодней сидеть и дожидаться банкротства. Мы пробовали раскрутить эту схему, она почти получалась, но я писал себестоимость штанов 100 рублей, а директор говорил: "Извини, у меня на них еще падает 50 рублей долга, кредита, который я не погасил, поэтому будет 150". Штаны получались непродаваемыми".

Большинство из школьных товаров, представленных на рынке производителями области, произведено небольшими частными новыми фирмами, сумевшими отпочковаться тем или иным образом от затонувшего легпрома. Они производят продукцию небольшими партиями в основном на заказ по предоплате, например для конкретной элитной гимназии или лицея. Работая с колес, эти раскручивающиеся структуры в торговую сеть могут пока поставлять незначительные объемы продукции и при том весьма ограниченного ассортимента.

По данным Облкомстата, стоимость набора самого необходимого для среднестатистического школьника на июнь 2000 года составила 2540 рублей против 1900 рублей в прошлом году, то есть рост - 134%. С 1 июля этого года в России НДС на товары для детей снизили до 10 %. Но проблема не решена, потому что налог касается только детей до 42 размера одежды и обуви до 24 размера. Новое поколение значительно переросло старые отраслевые стандарты. Дети-акселераты оказались обижены дважды. Они будут стоить родителям дороже на 15%, потому что на них добавиться еще и областной 5-процентный налог с продаж, не распространяющийся на детский ассортимент. Кроме того, производят его меньше, потому что из-за высокой цены покупают хуже.

Свердловская область