Экономический сепаратизм опасен

Игорь Степанов
28 августа 2000, 00:00
  Урал

Базовые отрасли Урала могут выжить лишь сообща

В августе менеджеры крупнейших металлургических предприятий и представители добывающей промышленности Урала провели в Верхнем Уфалее шестой съезд горнопромышленников. Проблема обеспечения сырьем остается для отечественной металлургии одной из самых острых. Природные ресурсы лежат под ногами, но они недоступны. Старые месторождения на грани выработки, а освоение новых требует колоссальных инвестиций. В результате металлургические комбинаты вынуждены импортировать руду из ближнего и дальнего зарубежья.

Свою точку зрения на решение проблемы высказал первый вице-губернатор Челябинской области Владимир Уткин:

- Челябинская область располагает как минимум 300 выявленными и разрабатываемыми месторождениями минеральных природных ресурсов. Здесь есть значительные запасы железной руды, медно-цинковых руд, рудного и россыпного золота, каменного угля, нерудных материалов. Выявленные в области запасы железной руды оцениваются в 1 млрд тонн, причем уже в работе - 600 млн тонн. Однако с новыми месторождениями дело обстоит не просто. Например, железорудные запасы месторождения Копанско-Медведевской гряды содержат примеси таких тугоплавких элементов, как титан и ванадий, что требует применения уже нетрадиционных методов переработки этих руд.

В ближайшее время начнется освоение месторождений медно-колчеданных руд в Верхнеуральском районе, богатых содержанием в них меди (в александринской руде - до 5%). Но есть в области и запасы бедных руд - медно-порфировых. Созданная при участии администрации области Южно-Уральская горнорудная компания ведет геологические изыскания на Михеевском, Томинском и Тарутинском рудных полях.

- Для освоения новых месторождений требуются огромные инвестиции, где их взять? Есть ли, на ваш взгляд, реальная перспектива объединения на этом направлении усилий промышленного и финансового капиталов?

- Надо понять, что невозможно за счет одного финансового источника, будь то кредитные ресурсы банка, прибыль предприятия, перерабатывающего сырье, или частные вложения российского или иностранного инвестора, освоить сегодня достаточно крупное месторождение. Масштабы затрат таковы, что денег предприятия или банка просто не хватит. Например, освоение Копанско-Медведевского месторождения титано-магнетитовых руд оценивается в 1 млрд долларов. Аналогичная сумма потребуется для освоения трех месторождений медно-порфировых руд - Тарутинского, Томинского и Михеевского. Идущее сегодня освоение Александринского месторождения медно-колчеданных руд и строительство горно-обогатительного комбината потребуют капитальных вложений в 30 млн долларов.

Решить проблему можно только через создание под каждое конкретное месторождение инвестиционного фонда, который мог бы формироваться из средств, как самих горнорудных компаний, так и средств потребляющих и перерабатывающих это сырье предприятий. Соответствующие преференции в рамках таких проектов должно предоставлять и государство - в виде государственного льготного инвестиционного кредита либо в виде льготного налогообложения. Но даже в этом случае нам не обойтись без привлечения иностранных инвестиций: возможности отечественных инвесторов сегодня весьма и весьма ограничены.

Одним из наиболее важных условий успешной реализации таких проектов является наличие вертикально интегрированных производственно-технологических структур - управляющих компаний, холдингов, либо корпораций. Организационно-правовая форма здесь не столь важна. Главное в другом: предприятия, осуществляющие разведку месторождений, их разработку, финансирование этих работ, переработку минерально-сырьевых ресурсов, должны формироваться по принципу технологического передела, с выходом на ликвидную продукцию, имеющую высокую потребительскую стоимость. Таким образом, следует создавать компании, ориентированные на глубокую переработку сырья. Работа в рамках такой корпорации снимает некоторые издержки, поскольку движение финансовых и товарных потоков происходит внутри корпорации, и это позволяет вполне законно уйти от уплаты ряда налогов при переходе от передела к переделу, в том числе от уплаты НДС.

В Челябинской области к настоящему времени уже принят ряд законов, призванных стимулировать инвестиционную активность. Но этого недостаточно.

Мы должны сформировать систему гарантий по привлекаемым инвестициям. Это могут быть: залоговый фонд, активы предприятий в виде ценных бумаг, ликвидного имущества. Я не исключаю, что в перспективе возможно привлечение средств путем выпуска предприятиями своих ценных бумаг под гарантии местных властей.

Из-за масштабности реализуемых проектов нам также необходимы понимание и помощь со стороны федерального правительства, которые могли бы выражаться в виде определенных преференций. Это могут быть гарантии министерства финансов для привлечения инвестиций, заемных средств.

- Сегодня по решению президента в России появились федеральные округа, причем границы округов, их состав не совпадают с границами и составом ассоциаций экономического взаимодействия областей и республик. В результате за пределами "Большого Урала" оказались Пермская и Оренбургская области, республики Удмуртия и Башкортостан. С последней, кстати сказать, у Челябинской области складывались наиболее тесные отношения в плане кооперационного сотрудничества, в том числе в горнорудной промышленности, в цветной металлургии...

- Решение о создании округов абсолютно верное. Сегодня имеет место экономическое неравенство регионов - прежде всего неравенство при формировании и выделении соответствующих государственных преференций в виде трансфертов, при реализации федеральных программ, оставлении налогов на соответствующей территории, неравенство субъектов РФ в отношении к федеральному центру, сложившееся через систему соглашений регионов с центром. В основе этих соглашений лежит принцип: "как сумеешь договориться". Разумеется, все субъекты одинаково договориться с центром не могут - в этом источник неравенства. Если, например, проанализировать соглашения с центром национальных республик, с одной стороны, и краев и областей - с другой, то мы увидим, что они сильно отличаются. Они могут отличаться имущественными отношениями, отношениями по разработке недр. Создание федеральных округов поможет исправить подобные перекосы.

Что касается границ и состава округов, то, на мой взгляд, было бы правильно сформировать их с учетом сложившихся экономических объединений - ассоциаций "Большая Волга", "Большой Урал", "Сибирское соглашение". Но даже нынешнее деление никак не должно повлиять на совместные экономические проекты, которые реализуют регионы. Наше соглашение с республикой Башкортостан по развитию цветной металлургии одинаково выгодно как для базирующихся в Челябинской области ЗАО "Карабашмедь", Александринской горнорудной компании, Кыштымского медеэлектролитного завода, так и для башкирских Учалинского и Сибайского ГОКов, "Уфакабель". И в этом залог дальнейшего сотрудничества, как отдельных предприятий, так и целых регионов.

- Насколько успешно в сфере экономического сотрудничества развиваются отношения Челябинской области с Башкортостаном, настолько сложно со Свердловской областью. Особенно в сфере цветной металлургии. Известно соперничество Кыштымского медеэлектролитного завода и "Уралэлектромеди". До последнего времени сложно складывались отношения с Екатеринбургом у "Уфалейникеля", который владеет лицензией на разработку крупного месторождения на территории Свердловской области... Как относятся к этим разногласиям областные власти, предпринимаются ли какие-то шаги, чтобы их уладить?

- Сегодня в регионах имеет место такое явление, как экономический сепаратизм. Образование федеральных округов как раз и должно, на мой взгляд, если не ликвидировать его, то хотя бы сгладить. И уладить эти отношения поможет создание соответствующих экономических механизмов, в частности межрегиональных производственных корпораций.

Мы начали с элементарно простого - формирования системы отношений органов государственной власти с предприятиями через механизм областного заказа. Далее стали внедрять межобластную кооперацию. Работа эта шла параллельно. Началось формирование системы территориального заказа. Создавая определенные государственные преференции для предприятий металлургического комплекса, мы тем самым стимулировали их реализовывать часть своей продукции предприятиям, например, машиностроительного комплекса региона. Это при том, что металлургическим предприятиям тогда выгоднее было продавать свою продукцию за рубеж. Затем мы подошли к формированию управляющих компаний в рамках холдингов и корпораций.

Хороший пример такого сотрудничества - отношения между Синарским трубным заводом и Златоустовским металлургическим, который является основным поставщиком трубной заготовки синарскому предприятию. Здесь как раз формируется прообраз такой межрегиональной компании. Создание корпораций поможет устранить ненужную конкуренцию предприятий регионов и самих регионов.

Я говорю не о той конкуренции, которая стимулирует предприятия работать лучше, сокращать издержки, а о совершенно непродуктивной конкуренции регионов, ограничивающей обмен товаром между потребителем и поставщиком. В конечном итоге это ведет к удорожанию товара, делает невыгодным сотрудничество.

На одном из заседаний ассоциации "Большой Урал", где обсуждались итоги работы над межрегиональным законом о промышленной политике, я предложил, учитывая новый проект закона, привести в соответствие с ним региональные законы субъектов РФ, которые тем или иным образом ограничивают экономическую активность предприятий.

Сергей Воздвиженский, председатель Экономического комитета по программам развития Уральского региона Ассоциации экономического взаимодействия областей и республик Уральского региона:

- У России есть уникальный шанс, используя разницу внутренних и мировых цен на продукцию черной и цветной металлургии, более активно осуществлять инвестиции. Для этого необходимо за три-четыре года создать крупные и средние корпорации, объединяющие горнорудную промышленность и металлургию. Это позволит на основе современных технологий достичь более глубокой переработки сырья и существенно снизить себестоимость конечного продукта. Челябинская, Пермская и Свердловская области уже в ближайшее время могут объединить свои ресурсы на разработке Медведовского месторождения в Челябинской области.