Просвещенный ислам - путь к стабильности

11 сентября 2000, 00:00
  Урал

В духовно-нравственное возрождение мусульман Урала вмешиваются экстремистски настроенные "погонщики верблюдов"

"Представители традиционных конфессий уже не справляются с массированной идеологической экспансией из-за рубежа", - считает Верховный муфтий самого влиятельного в нашей стране Центрального духовного управления мусульман России и европейских стран СНГ ЦДУМ Талгат Таджуддин. Сегодня на Урале ваххабиты, похоже, готовят плацдарм для создания нового государства под "зеленым знаменем ислама". Во всяком случае, массированная идеологическая экспансия, причем экстремистской направленности, на Урале прослеживается явно.

Впервые отечественное мусульманское и христианское духовенство столкнулось с этой проблемой около десяти лет назад. Как только "великий и могучий Советский Союз" начал распадаться, в нашу страну хлынули толпы проповедников "возделывать залежалые земли". С одной стороны, они считали, что выполняют гуманитарную миссию - за годы государственного атеизма в России образовался духовный вакуум, который надо срочно заполнить, с другой - параллельно с этим "работали" над созданием нового государства, границы которого пройдут по Волге. Наши поиски "оптимального пути развития" привели к тому, что даже в просвещенной Турции, чье влияние на Урале в последнее время значительно укрепилось, мечтают властвовать "от Адриатики до Великой Китайской стены".

Эксперты считают, что сегодня в России продолжается активное насаждение жестких форм ислама, в том числе ваххабизма. Верховный муфтий Центрального духовного управления мусульман России и европейских стран СНГ Талгат Таджуддин утверждает, что на Урале это происходит при поддержке светских властей. Произошло такое сращивание руководящих структур с религиозными проповедниками и в Казани. Здесь вообще взяли ориентир на "международные исламские центры", создали Всероссийский исламский университет, который финансируется и снабжается учителями из Кувейта и Саудовской Аравии.

"Мы посмотрели программы этого учебного заведения, - говорит Верховный муфтий. - Сегодня в нем готовят ваххабитские кадры для всей России. Неудивительно, что наши сторонники, исповедующие традиционно умеренный и просвещенный ислам, стали вытесняться сначала из Татарии, а потом уже последовали попытки захвата мечетей в Оренбургской области, Пензе, Волгограде, Астрахани, Перми, Свердловской области, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах".

Известные трудности испытывают и христианские конфессии. Собственными силами они с трудом справляются с хорошо организованной и щедро финансируемой религиозной экспансией из-за рубежа. Священнослужители уверены, что их противникам помогают отечественные чиновники. Иначе чем объяснить, считают они, что Минюст России в рекордно короткие сроки регистрирует новоиспеченные ваххабитские образования, а традиционные для России конфессии испытывают в этом плане не всегда понятные трудности. Странности продолжаются и в области "свободы совести". Ни в одной стране мира человек не может свободно проповедовать, а в России вчерашних "погонщиков верблюдов" можно встретить как в далекой, затерянной в лесах уральской деревушке, так и в шикарных мечетях мегаполисов.

Почему-то воздушное пространство страны мы охраняем, а духовное - не считаем нужным. В угоду демократии забыт принцип соборности - бороться надо за то, что идет на благо всему народу или его подавляющего большинства.

В связи с этим Верховный муфтий Центрального духовного управления мусульман России и европейских стран СНГ Талгат Таджуддин считает, что сегодня важно наладить взаимодействие духовных и светских властей. Судьбы и чаяния верующих людей неотделимы от положения в нашей многонациональной и многоконфессиональной родине - надо работать над ее будущим вместе. При этом показательно, что религиозные фанатики резко отрицательно относятся к подобной совместной работе, называя это отступлением от основ веры. Но в ЦДУМ реально смотрят на вещи - сторонники того же ваххабизма тоже работают совместно с политиками, только борются за интересы другого государства.

Спикер башкирского парламента Константин Толкачев согласен с тем, что проблемы укрепления межконфессионального мира напрямую связаны с проблемами сохранения межнационального согласия. По его словам, конструктивные связи башкирских властных структур с главами мусульманских духовных управлений, отрицательно относящихся к ваххабизму, помогают сдерживать распространение этого экстремистского направления ислама в республике и за ее пределами.

При этом иностранные проповедники не оставляют попыток внедрить это течение в мусульманский мир Башкортостана. За последние три года, например, из республики выдворены десятки религиозных эмиссаров, которые вели сбор политической, социально-экономической информации, пытались вербовать верующих в "горячие" точки Таджикистана и Северного Кавказа. По сведениям начальника Центра общественных связей УФСБ России по Башкортостану Ришата Юмагулова, только в 1998 - 1999 годах под предлогом обучения в религиозных учреждениях 17 жителей Уральского региона и Казахстана выезжали в Чечню, где в течение двух - трех месяцев изучали не столько суры Корана, сколько стрелковое оружие, тактику военных действий, занимались физической подготовкой. Сегодня есть данные, что один из них причастен к совершению террористических акций на территории России.

Недавно Совет муфтиев ЦДУМ России и европейских стран СНГ обратился к Владимиру Путину за содействием - надо прекратить раскол среди российских мусульман. Проблемы раскола существуют в христианском мире и иудейском, но военные действия на Кавказе обострили именно "ваххабистские" проявления. Муфтии пытаются обратить внимание местных властей и президента России на проблемы восстановления тысяч разрушенных во время "государственного атеизма" храмов и мечетей и особенно на подготовку отечественных кадров духовенства, которые являются, по их мнению, частью духовно-нравственного возрождения РФ.