"Сфера любви" - за сферой вкуса

Айвар Валеев
9 октября 2000, 00:00
  Урал

Но народу новая скульптура нравится

Челябинск, как и многие бывшие советские города, оказался заложником "монументальной пропаганды". Когда надобность в ней отпала, все вдруг заметили очевидное: город-то похож на погост. Хуже всех молодоженам. Они, с надеждой на счастье, вынуждены фотографироваться на фоне достопримечательностей типа "Вечный огонь", "Скорбящие матери", "Танкист"... Памятников с оптимистической аурой в общем-то и нет. И вот власти решили сделать горожанам подарок. В день 264-й годовщины Челябинска, 13 сентября, на месте сквера в центре города появился новый памятник - скульптурно-ландшафтная композиции "Сфера любви".

Искусствоведы и художники ахнули. На четырех древообразных сваях, покрытых медной "корой", взгромоздился огромный купол из голубого стекла. Под ним застыли летящие друг другу навстречу четырехметровые юноша и девушка, тоже медные. Внизу небольшая площадка и две дорожки - "ручейки", которые сливаются в "реку", надо полагать, счастливой совместной жизни.

По мнению подавляющего большинства челябинских искусствоведов, "Сфера" получилась на грани вкуса. Прозвучал вопрос: почему не подумал городской голова устроить конкурс, а просто поручил работу тому, чье творчество ему приглянулось?

Автор композиции - челябинский скульптор, член Союза художников Виктор Митрошин. По "внешним признакам" (поддержка властей, оппозиция коллег и ярлык принадлежности произведений скорее к массовой культуре, чем к высокому искусству) его давно называют местным Церетели. Митрошин - человек известный, но более в столицах, чем у себя в городе. Его "фишка" - скульптуры из полированной бронзы. Майя Плисецкая заказывала ему приз к конкурсу своего имени, потом позировала для портрета. Никита Михалков, побывав в мастерской скульптора, тут же заказал подарочную продукцию для своей студии "ТриТэ". Несколько лет назад в питерском музее этнографии работы Митрошина экспонировались в течение всего лета, сделав не самому модному музею едва ли не рекордный показатель посещаемости - пять тысяч человек. Была выставка в рамках Дягилевского фестиваля в Париже... Но коллегам все видится кич.

Зато народ в восторге. Мужики, что приходят в мастерскую, так и норовят руками потрогать какую-нибудь бронзовую акробатку или балерину. И челябинские "афганцы" одобрили именно митрошинский проект памятника воинам-интернационалистам...

То, что делает Митрошин, народу кажется красивым. Ко всему прочему скульптор дает работу немалому числу людей, от формовщиков до строителей. Кто когда-либо организовывал горячее питание для рабочих мастерской Союза художников? Они месяцами вообще сидели без заработка, какой там пансион...

Митрошин через газету пригрозил завистникам, что не будет работать в Челябинске. Кстати пришелся большой контракт с Кустанайской областной администрацией. Впрочем, навсегда из Челябинска Митрошин уезжать не собирается. При всех спорах безликие советские города-миллионники нуждаются в своих Церетели. Чтобы почувствовать вкус к прекрасному, нужно вдосталь "наесться" красивым...

Челябинск