Нэп по-оренбургски

В области назрела конфронтация между властями и крупнейшими предприятиями

Приход к власти в декабре прошлого года нового губернатора Оренбуржья Алексея Чернышева совпал с экономическим оживлением в России и ростом цен на нефть. В недрах Оренбургской области нефть, как известно, имеется. В результате возник профицит областного бюджета. Незапланированные доходы пошли в социальную сферу и сельское хозяйство. Однако нефтерубли вряд ли приведут к быстрому снижению кредиторской задолженности области. По самым скромным подсчетам, на Оренбуржье "висит" 5 млрд рублей, что на миллиард превышает размер годового областного бюджета. В результате длительных переговоров новой власти с кредиторами последние согласились "списать" 1,7 млрд рублей. Но оставшиеся деньги нужно возвращать. Собирать по мелочи - долго, да и кредиторы вряд ли станут ждать. Не мудрствуя лукаво Чернышев вознамерился решить проблему за счет крупнейших предприятий путем передачи областной администрации четверти их акций.

Как ни странно, эту идею подали сами предприятия. В начале года, в разгар борьбы за Новотроицкий металлургический комбинат, "Автобанк" и финансовая группа "Стиллтекс", пытаясь заручиться поддержкой вновь избранного губернатора Алексея Чернышева, пообещали передать администрации в собственность 25% + 1 акцию комбината. Перспектива получить весомый пакет крупнейшего предприятия Оренбуржья, урегулировав проблему долгов перед бюджетом, показалась областным властям заманчивой. Договоренность с "Автобанком" и "Стиллтексом" была достигнута.

Опыт "Носты" решили применить к остальным оренбургским предприятиям. Для этого Алексей Чернышев, пригласив на встречу 30 наиболее влиятельных оренбургских промышленников, изложил им свою новую экономическую доктрину. Суть ее сводится к тому, что администрация области не желает быть сторонним наблюдателем в переделе собственности. Она хочет приобрести свой кусок пирога и предлагает капитанам бизнеса поделиться. "Вы нам - 25% плюс одну акцию предприятия и пару-тройку мест в совете директоров. Мы будем не подменять вас, а поправлять", - предложил Алексей Андреевич. Интересно, что администрация не собирается тратиться на приобретение пакета акций. Денег на эти цели нет и не предвидится. Чернышев на встрече с предпринимателями подчеркнул, что у власти есть иные способы заставить собственников делиться: "Если хотят вместе с нами решать существующие проблемы, очень хорошо. Если хотят работать без нас, ничего не получится. Мы можем создать ситуацию и искусственно. Сами придут и попросят взять у них 25 процентов".

По мнению губернатора, "на наглость надо отвечать наглостью", а администрация преследует благородную цель - сохранить в области не только нефть и нефтепродукты, но и аграрный комплекс, и уровень бюджетного финансирования, и социальное спокойствие. Серьезность намерений чиновники областной администрации подкрепили "дубинкой", которая заставит предпринимателей делиться. Для Медногорского медно-серного комбината ею стал долг за экологический ущерб области, причем посчитанный с момента образования предприятия.

Правда, многие бизнес-капитаны сильно сомневаются в правильности избранной властью стратегии. Генеральный директор "Уралэлектро" Владимир Киселев, например, считает, что сам факт приобретения областью права собственности на пакеты акций предприятий еще ничего не решает, потому что нет механизма управления собственностью. Причем управления не от случая к случаю, не на уровне контроля за результатами деятельности предприятия, а изнутри и постоянно, включая работу с акционерами, с федеральной комиссией по ценным бумагам, экономический анализ, обеспечивающий эффективное управление собственностью. Иными словами, если администрация заявляет, что она и есть тот эффективный инвестор, который готов взять под контроль 25% акций предприятия, то она должна разделить и меру ответственности за его деятельность.

На взгляд Юрия Кривоносова, генерального директора оренбургского "Радиатора" (который в этом году стал частью Уральской горно-металлургической компании), такая структура не нужна, невозможна. Больше того - вредна, поскольку эффективный собственник в опеке властей не нуждается, свою главную обязанность (уплату налогов) выполняет добросовестно и не позволит себе бездарно использовать четвертую часть собственности (акции - тот же капитал, который должен работать). Вести торги с неэффективным собственником, который готов принести требуемый пакет акций в клюве к ногам чиновников в надежде на всевозможные поблажки, по меньшей мере странно.

Председатель торгово-промышленной палаты области Виктор Сытежев полагает, что заведомо подозревать собственников в нечистоплотности и пытаться накинуть на них административную уздечку под предлогом того, что в области идет неконтролируемый передел собственности и все скупили "варяги", значит, отпугнуть потенциальных инвесторов, которых и так немного. "Вору - ворово, а инвестору - инвесторово", - считает Виктор Андреевич.

Примечательно, что за овальным столом в акционерном обществе "Инвентор", где обсуждалась новая экономическая политика, не было представителей руководства "Южуралникеля", которых Алексей Чернышев уличал в недобросовестном ведении бизнеса: "Никель производится, продается, а налоги в местные бюджеты не платятся". Стоит заметить, что названное предприятие как раз и является одним из тех немногих, где администрация области имеет вожделенный пакет акций...

Оренбург