Намерение президента России выстроить жесткую вертикаль власти относится ко всякой власти, к "четвертой" в том числе. Попытки "построить" СМИ ощущаются не только в Москве, но и в федеральных округах. Полномочный представитель президента РФ в Уральском федеральном округе Петр Латышев первым среди своих коллег-представителей собрал в Тюмени журналистов на совещание для разговора о формировании единого информационного пространства округа. О том, что таковое пространство уже существует, говорит наличие в нем 20 информационных агентств, 329 телекомпаний, 261 радиокомпании и 1123 печатных средств массовой информации всех форм собственности. Цель доверительной встречи сводилась к тому, чтобы пресса уяснила: означенное пространство должно быть непременно едино. Только тогда оно сможет служить благородной идее "собирания России", а именно эту идею развивает наиболее часто произносимый речевой блок полпреда.
"Сильное государство невозможно без свободы слова, - так заключил генерал-лейтенант выступление о поставленных перед ним президентом грандиозных задачах. - Не то чтобы нам хочется дружить с журналистами, но в мои обязанности входит и защита прав граждан на получение информации. Так что приглашаю прессу к сотрудничеству". Судя по всему, региональная власть осознала, что без единого, сопряженного с ее намерениями информационного пространства она существовать не может. Но ожидаемой журналистами конкретики не последовало. Тюменская встреча так и прошла в духе подписания протокола о намерениях, который под занавес мероприятия неожиданно и преподнесли собравшимся СМИ как общее заявление от их имени. В этом вероломном документе, зачитанном вслух, чиновники представили некое общее мнение: мы (видимо, журналисты и власти), мол, "за" и будем вместе созидать. Понятно, зачем явился белому свету этот документ - чтобы затем в других регионах прессе показать: уральцы уже "строятся" под знамена нового федерального строительства, пора и вам.
Технология изготовления этой "липы" в духе старых партократических времен вызвала смешки в зале, но только что набранный аппарат представителя президента по-служивому расторопен и ему пока, видимо, не до таких кого-то уже пугающих своей узнаваемостью "тонкостей". Да и прессе, в конце концов, ответы на вопросы: кто, когда, на какие средства и каким образом собирается созидать "единое информационное пространство", что именно будет оно собой представлять, кажутся более интересными. Но никто ответа на них не дал. Поговорили - и только? Возможно, Петр Латышев, продолжающий знакомство с вверенным ему регионом, пока и не готов к какой-либо конкретике. Ему просто была необходима встреча с региональными СМИ, чтобы "сверить часы", послушать, что говорят, что думают. Как выражаются в спецслужбах, "снять ситуацию". Результат же вышел не тот, что ожидался. Разочарованные журналисты в кулуарах решили: коли дела не говорят, то не для дела и собрали.
А дело в том, что внутри созданного округа ощутим информационный голод. У каждой из шести входящих в него территорий свои в той или иной мере развитые СМИ, но пока они выглядят как рядом находящиеся, но несообщающиеся сосуды. Соседи по Большому Уралу не знают друг о друге почти ничего, имея свои замкнутые информационные пространства. Допустим, свердловчане получают информацию о том, что делается в Тюмени, в основном через центральные телеканалы. Всеобщее обнищание населения почти отрезало его от газет и журналов, поставив перед выбором: пачка свежей периодики в ящике или буханка хлеба на столе. Материалы телефонного опроса населения городов Тюмени и Тобольска накануне совещания показали следующее. На вопрос: "Хотите ли вы знать о жизни соседних регионов больше?" - 61% опрошенных ответили "Да", 23% сказали: "Я знаю достаточно", а 16% признались: "Мне безразлично".
Взаимодействие журналистов и власти в последнее время дает много поводов для дискуссий. Не обошлось без них и в Тюмени. На фоне таинственно помалкивающей власти округа о том, будет ли она создавать свои подконтрольные СМИ, достаточно прям был тюменский губернатор Леонид Рокецкий: "Все десять лет я с пониманием относился к тому, что журналисты хотят быть свободны и независимы от администрации области. Но ведь я где-то должен опубликовать свой закон. Значит, я должен создавать свои СМИ, а это крайне дорогостоящее занятие". Куда двинется Петр Латышев, не последует ли логике Рокецкого, которому подконтрольные СМИ нужны, но создавать новые дорого, выход - брать контроль над существующими?
Как признался полпред, он еще точно не знает, будет ли у него свой телеканал, но то, что ему нужна возможность трансляции официальной информации, для него уже очевидно. Как на сегодня строятся контакты представительства Петра Латышева со средствами массовой информации? Создан Уральский телерадиовещательный центр, идет речь о создании регионального информационного агентства, в ежедневном режиме работает окружной информационный центр, при котором аккредитовано 120 СМИ. Тем не менее журналисты жаловались генерал-лейтенанту на недостаточность и дозированность информации о работе представительства. Полпред не упустил из виду этот аспект: "Много претензий можно предъявлять СМИ, но посмотрите, как мы сами выглядим: не даем информации, журналисты формулируют свое видение событий, которое не совпадает с нашим. Необходимо взаимодействие прессы и власти, поскольку все мы - участники одного процесса собирания России.
Между тем пресса давно уяснила золотое правило: чем дальше от власти, тем лучше, и никакие заклинания про "общее дело" не помогут. Целью частных компаний была и остается прибыльность, публичная информация - теперь рыночный продукт со всеми вытекающими последствиями. Команда Латышева прекрасно это понимает.
Заместитель полпреда по вопросам общественно-политического развития и СМИ Михаил Пономарев заявил следующее: "Федеральная власть не ограничивает свободу СМИ, она поступает как раз наоборот, ее цель - создание для всех равных условий. Я считаю, в Уральском округе этот стратегически важный сектор влияния на население сейчас слаб, а само понятие о едином информационном пространстве не имеет точной формулировки. Но уже можно выделить ряд его будущих принципов: широкий информационный охват всех социальных слоев населения, недопущение противопоставления федеральных и региональных органов". Особенно впечатляет в его высказывании вот это литое "стратегически важный сектор влияния" и "недопущение противопоставления". Хотя как именно чиновники будут осуществлять столь цензурное намерение "не допущать противопоставлять", пока трудно представить.
Что пресса округа ответствовала команде Латышева? Она, безусловно, за "собирание России" и наведение в ней порядка. Только порядка с маленькой буквы, а не с большой, означающей диктатуру. Пресса - за совместное создание единого информационного пространства, но по рыночным законам, а не по кабинетным формулировкам. Главный редактор "Челябинского рабочего" Борис Киршин пошутил: "При словах единое информационное пространство рука тянется к маузеру - уже понаделано глупостей. Я допускаю создание окружной газеты, но это должна быть продукция, востребованная рынком". Правда, Леонид Гусельников, пресс-секретарь губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, верно заметил о таких изъянах рынка СМИ: "Появилась каста людей, научившаяся и на своеобразно понимаемой "свободе слова" зарабатывать, как на торговле цветными металлами, и она камня на камне не оставит в борьбе за эту свою "свободу".
Пафосно приглашая журналистов к сотрудничеству с региональной властью, цена которого "спасение страны", Петр Латышев пообещал: "Мы поможем журналистам стать свободными и уйти из-под опеки губернаторов, мэров, олигархов". Возражений не было, поскольку региональные политические элиты деформируют рынок, накачивая свои, не выдерживающие естественной конкуренции СМИ средствами на льготную подписку. На прямой вопрос: как именно он думает вытаскивать СМИ из-под олигархов, полпред ответил, что это будет только правовой путь. Правда, тут же сделал оговорку, что, к сожалению, правоприменительная и правоохранительная системы у нас пока неэффективны, не готовы к реализации таких задач, да и олигархи - это тоже граждане нашей страны, крупные собственники, которые должны принять участие в деле возрождения экономики.
Пожалуй, заключить комментарий стоит словами директора екатеринбургского медиа-холдинга "4 канал" Игоря Мишина: "Нельзя, чтобы режим общения власти с населением строился по "своему" каналу по принципу "Я знаю, что вам надо сказать, а что не надо". Кроме того, это невероятно затратный проект, на который нет строчки в бюджете. В интересах государства нельзя строить информирование населения только через государственную телерадиокомпанию и вообще "строить" СМИ по принципу "свои" и "чужие". Работать стоит со всеми, полагаясь на то, что рынком будут востребованы лучшие продукты.