Они не научатся зарабатывать

Сергей Ильин
9 октября 2000, 00:00
  Урал

Пока кормятся от власти

Правомерно ли говорить о рынке, если подавляющее большинство его участников потребляет больше, чем зарабатывает? В том, что пермские газеты, теле- и радиокомпании себя, как правило, не окупают, сомневаться не приходится. Так, двух- или трехтысячный тираж для авторитетной деловой газеты в Перми считается нормальным, а рейтинг популярности в 3% обеспечивает региональному телеканалу безоговорочное лидерство среди конкурентов. Финансовые показатели практически всех СМИ - информация закрытая. Это только подтверждает тот факт, что большинство их выживает в основном за счет средств, полученных от владельцев.

У губернатора нет "карманных" СМИ...

На первый взгляд, главная особенность рынка масс-медиа Пермской области - слабое присутствие на нем государственной власти. Де-юре администрация губернатора Геннадия Игумнова не владеет ни одним мало-мальски значимым пакетом акций газеты или телерадиокомпании, не выступает учредителем популярных СМИ. С юридической точки зрения, государственное присутствие на рынке местных СМИ ограничивается газетой "Досье 02" и телерадиокомпанией "Т7", входящей в холдинг ВГТРК, а потому подчиняющейся напрямую Москве. Поэтому фраза Геннадия Игумнова "в Прикамье у обладминистрации нет карманных средств массовой информации" выглядит весьма правдоподобно. Между тем в журналистских кругах это заявление губернатора комментируется примерно так: карманных нет, настенных нет, наручных нет...

...Но все на цепочке

Недавно в Пермской области специально принята программа государственной поддержки СМИ. Не всех, естественно. Так что можно без преувеличения утверждать, что рынок СМИ в Прикамье вполне регулируемый.

И, по мнению большинства наблюдателей, крупнейший игрок на информационном рынке Прикамья - областная администрация.

Максимальный объем, который может быть достигнут на рынке периодических изданий традиционной направленности (то есть тех, кто стремится существовать за счет реализации тиража и рекламы), составляет примерно 70 тыс. экземпляров при минимальной розничной цене газеты 1 рубль. Эти показатели принадлежат газете "Досье 02" - единственной, находящейся в государственной собственности. Уникальный для Прикамья тираж продаваемой газеты достигнут не без помощи собственника: соучредителем "Досье 02" выступает ГУВД Пермской области, которое обеспечивает газете значительную часть подписчиков. По словам заместителя губернатора Пермской области Валерия Щукина, фонд "Правопорядок", созданный для оказания помощи правоохранительным органам, за год потратил только на подписку этих самых органов около 1,5 млн рублей.

Кроме уже названных телерадиокомпании "Т7" и газеты "Досье 02", в группу СМИ, контролируемых губернатором, входит и единственная в Прикамье ежедневная газета "Звезда", склонная к поддержке областной власти еще со времен КПСС (формально "Звезда" даже частично не принадлежит государству).

Крупнейший негосударственный медиа-холдинг Прикамья "Авторадио-ТВ" (в него входит телекомпания "Авто-ТВ", газета "Автопроспект" и радиостанция "Авторадио", на базе которой на область транслируется "Русское радио") фактически контролируется управлением ГИБДД области. Несмотря на названия СМИ, входящих в холдинг, "гаишной" направленности в них не наблюдается.

Понятно, что команде Игумнова совсем необязательно содержать журналистские коллективы, оплачивать производство газет, закупать аппаратуру для телевидения или радио. Достаточно провести на пост руководителя своего человека, выделить бюджетную статью в расходах или предоставить налоговые льготы.

Другая схема: популярные местные СМИ контролируются пермскими финансово-промышленными группами, которые ориентированы на поддержку действующих властей. Формально независимые СМИ, принадлежащие крупным бизнес-структурам, в конечном итоге так же жестко ориентированы на "область" или на "город". Так, администрацией Перми контролируется крупнейшая газета Прикамья "Местное время" (тираж 250 тыс. экз.). Еще три года назад газета была убыточна, сейчас дебиторская задолженность на несколько порядков выше кредиторской. Тем не менее газета не приносит ощутимой прибыли. Распространяется бесплатно, а потому весь доход - от рекламы (стоимость 1 кв. см - 46 рублей). Рекламой заполнены все 40% площадей, разрешенных законом. Расходы редакции - более 1 млн 200 тысяч в месяц, доходы примерно такие же. Газета самоокупаема, но не более того. Хорошо зарабатывает на выборах, поскольку распространяется на 80% населения Перми. Похоже, существует только для политических целей, поскольку не приносит и не может приносить прибыли.

В управлении той же городской администрации находится и 50% акций телекомпании "Рифей-Пермь" и 37,5% акций газеты "Вечерняя Пермь" (тираж 40 тыс. экз.). Крупный пакет акций "Радио "Максимум"-Пермь" фактически принадлежит одной из структур банка "Урал ФД", который в свою очередь безоговорочно поддерживает губернатора. И такие цепочки можно выстроить в любом независимом СМИ.

Очевидно, при таком раскладе говорить о независимости СМИ можно с большой долей условности, поскольку медиа-бизнес зависит не столько от рыночных законов, сколько от политических.

На деньги ньюсмейкеров

На пермском рынке печатных СМИ помимо газет, ориентированных на массового читателя, действуют новые, предназначенные для определенной аудитории, не слишком многочисленной, но весьма влиятельной. Этим объясняются невысокие тиражи таких газет, как "Новый компаньон" (5 тыс. экз.; распространяется в основном по подписке и бесплатно среди политиков и бизнес-элиты, стоимость 1 кв. см рекламы - 15 руб.) или "Пермский обозреватель". Эти газеты - своеобразный клуб по обмену мнениями и стали уже частью новой культуры людей, делающих политику и экономику региона. Политик или предприниматель, оплачивающий нужную ему "особую" статью в такой газете, хочет, чтобы ее прочитали всего-навсего несколько десятков людей - тех, кто принимает решения. Спрос на такие издания есть. Потому есть и своя ниша на рынке.

Таким образом, рынок масс-медиа Прикамья, при всем разнообразии его участников, пребывает практически в полной зависимости от институтов власти, получая средства к существованию преимущественно в области политических отношений. Производство и реализация информационных продуктов не приносит и в ближайшее время вряд ли начнет приносить серьезную прибыль: пока СМИ питаются от власти, они не научатся зарабатывать деньги самостоятельно.

Пермь