Последняя гастроль премьера

Виктор Андуков
23 октября 2000, 00:00
  Урал

В Свердловской области упраздняется пост председателя правительства

В Уральском федеральном округе идет проверка региональных законов на предмет их соответствия федеральному законодательству и Конституции РФ. Как заявил полномочный представитель президента в УрФО Петр Латышев, из полутора тысяч законов проверено две трети: 27% признано не соответствующими федеральному законодательству. Руководители субъектов, доселе писавшие законы по своему усмотрению, теперь подконтрольны федеральному центру, взявшему на себя полномочия правового цензора. По выражению политолога Анны Трахтенберг, процесс унификации правового пространства стал своего рода "разжалованием губернаторов из генералов в полковники перед строем".

Одними из первых "примерят" на себя новую ситуацию власти Свердловской области. По словам спикера областной думы Евгения Порунова, депутатам предстоит довести до ума 24 законодательных акта. (Для сравнения: в Башкирии "самостийных" законов насчитали около сотни.) Свердловским депутатам придется перекроить под федеральный стандарт один из основополагающих документов - областной устав, любимое детище губернатора Эдуарда Росселя. В первую очередь упразднят должность председателя областного правительства, которую занимает сегодня Алексей Воробьев. Свердловская область - единственная в России, где губернатор, возглавляя систему органов исполнительной власти, формально освобожден от бремени хозяйственных забот. Они возложены на председателя правительства (премьера).

Росселя на фоне других региональных руководителей всегда отличала склонность к эффектным инициативам. Семь лет назад он, заявив о необходимости уравнять в правах области и национальные территории, объявил о создании Уральской республики. Позже стал инициатором разработки и принятия устава области, по которому свердловчане первые в России получили право избирать главу путем всеобщего голосования. Россель стал первым в стране всенародно избранным губернатором. Институт выборных губернаторов в России прижился. А вот должность областного премьера, также заложенная в уставе, существует только в Свердловской области. Воробьев несет ответственность за деятельность правительства и, естественно, принимает на себя неизбежную критику. Губернатор же пребывает в образе справедливого правителя, за глобальными раздумьями не всегда успевающего уследить за действиями подчиненных, но при необходимости готового отреагировать, "разобраться и врезать как следует кому надо".

Теперь Россель лично возглавит правительство. По мнению экспертов, лишившись премьерского "прикрытия", он вынужден будет значительно ограничить активность за пределами области, сосредоточившись на внутрихозяйственных вопросах. А проблем в его вотчине сегодня хватает: угроза холодной зимы из-за вялотекущего топливного кризиса, громкие скандалы вокруг передела собственности (один Уралхиммаш с мордобоем и стрельбой чего стоит). Тут не до вояжей. Да и федералы устами полпреда Латышева и его замов уже неоднократно намекали, что негоже субъектам федерации устанавливать прямые взаимоотношения с зарубежьем.

В связи с этим следует ожидать усиления активности главных оппонентов Росселя: соперничавших с ним на губернаторских выборах лидеров движения "Май" Александра Буркова и движения "Наш дом - наш город" (НДНГ) мэра Екатеринбурга Аркадия Чернецкого. Во-первых, губернатору придется нести персональную ответственность за все решения областных властей, а значит, он будет представлять собой удобную мишень для критики. Во-вторых, "Май" и НДНГ имеют значительное представительство в областной законодательной власти. Эксперты полагают, что при внесении изменений в устав они постараются максимально ограничить права второго лица в руководстве области (вице-губернатора, первого вице-премьера) и сделать его подконтрольным думе. То есть - себе.

Губернаторскую сторону подобное развитие событий пока мало волнует. Как заявил директор департамента общественных связей правительства Свердловской области Александр Рыжков, в случае грамотной работы по изменению устава команда Росселя имеет возможность сократить и сферу полномочий областной думы, и саму схему законодательного органа власти: двухпалатная структура свердловского парламента тоже вызывает у федеральных контролеров немало вопросов.

Рассмотрением устава в ближайшее время займется уставная комиссия, в которую войдут представители губернатора, правительства, областные законодатели. Планируется, что над поправками они будут трудиться до будущей осени. Так что и у губернатора, и у его думских оппонентов есть время договориться: резких движений в структуре исполнительной и законодательной власти области не хочет никто.

Впрочем, уже сегодня мало кто сомневается, что нынешний премьер, пусть в ином статусе и с иными полномочиями, останется вторым человеком в областном руководстве. Оптимальным вариантом в свердловском Белом доме считают введение поста вице-губернатора с сохранением уровня полномочий. Отметим, что пока никто не покушается на другое его нововведение: областные министерства. Между тем их наличие также противоречит федеральному законодательству. В большинстве областей подразделениями исполнительной власти являются департаменты.

Екатеринбург