Джип-бип-папа

Евгений Сусоров
6 ноября 2000, 00:00
  Урал

Как проехать от клуба до музея на старинном автомобиле

Мода на ретро-автомобили - явление до конца не изученное. Это не собирательство антиквариата и не реанимация развалюх с целью продлить их жизнь. Это особая, не вполне объяснимая рационально страсть, имеющая к тому же "половую ориентацию": посещает в основном мужчин.

Свердловский областной клуб старинных автомобилей "Ретро" существует 25 лет. Когда-то почти в каждом крупном городе был подобный приют для раритетов и их любителей. Теперь из-за извечной российской беды - отсутствия денег - количество их сократилось. (Заметим, что западные аналоги "Ретро" - очень престижные, почти аристократические клубы, членство в которых дорогого стоит.) На Урале они сохранились только в Челябинске и Екатеринбурге, причем последнему тоже угрожало закрытие. Ему помогли выжить фанатизм главного автоантиквара города, председателя клуба Анатолия Скоробогатых и финансовая поддержка предпринимателя Дмитрия Баскова.

В екатеринбургском клубе сегодня насчитывается почти 80 старинных автомобилей. В мастерской сейчас в стадии ремонта такие раритеты, как "Даймлер", когда-то принадлежавший королевской семье Голландии, настоящий армейский "Виллис", довоенная модель BMW, собранный из американских деталей в 1928 году ГАЗ-А-Ford (самый древний и редкий экспонат на Урале, таких машин в стране почти не осталось: Сталин приказал уничтожить все имеющиеся единицы). Некоторые автомобили клуба успели приобрести киношную славу: снимались в фильмах "Первый директор", "Один и без оружия", "Особо важное задание", во множестве видеоклипов. Сейчас целых пять экземпляров из "питомника" Скоробогатых готовятся к съемкам на "Ленфильме".

Одна из самых больших проблем для клуба - где достать к раритетам запчасти. На любых парадах, соревнованиях, выставках требования жюри очень строги: хотя бы основные детали должны соответствовать историческому аналогу. За "неродной", к примеру, двигатель сразу снимается 300 очков. Отыскивать детали приходится повсюду: давать объявления в газеты, изучать базы данных других клубов в Интернете. Руководство екатеринбургского "Ретро" регулярно составляет каталоги ремонтируемых авто и рассылает заявки по аналогичным клубам России и Европы.

В начале октября в клубе случился пожар. Не сам по себе, подозревают любители авторетро. Кто-то пытается выжить (выжечь) их с обжитой территории - из-за земли война. В результате недосчитались двух прекрасно отреставрированных машин: практически уничтожены "Паккард-Супер 8" 1934 года выпуска и знаменитый ЗИС -111, на котором разъезжал Никита Хрущев во время визита в Свердловск. Однако старинные автомобили живучи. Еще живее любовь к ним фанатов. И тем острее встал вопрос о создании музея ретро. Сейчас идет процесс оформления юридического адреса будущего музея, подбирается здание.

Пока же для раритетов и их владельцев существуют два основных средства показать себя: автопробеги и выставки. Экспонаты клуба "Ретро" не раз участвовали в специализированных автопробегах по европейским дорогам. "Антилопы-гну" из Екатеринбурга своим ходом добирались до Барселоны, например. Уральский автомобильный антиквариат в Испании вообще весьма ценится. Архиепископ Толедский в свободное от богослужений время проводит международные авторалли раритетов, и нашу коллекцию лицезрел в своем средневековом замке.

В ноябре клуб планировал участвовать в очередном масштабном автопробеге. Не вышло. Все силы и средства сейчас будут брошены на ликвидацию последствий пожара. И на дальнейшее пробивание регистрационных документов для настоящего музея.

Екатеринбург