Упорный край державы

Лидеры регионов дружат против федералов

Противостояние центр - регионы обострилось до предела. Открыл "дискуссию" в начале октября губернатор Чувашии Николай Федоров, раскритиковав в Совете Федерации ход президентской реформы вертикали власти. Две недели спустя на очередном заседании Ассоциации экономического взаимодействия областей и республик Уральского региона "Большой Урал", прошедшем в Уфе, президент Башкортостана Муртаза Рахимов и губернатор Свердловской области Эдуард Россель пошли на открытую конфронтацию со структурой полномочных представителей президента.

Теперь оба лагеря собирают единомышленников. Лидеры субъектов федерации, оказавшиеся в разных (с точки зрения выборов) условиях, ищут выгодных союзников. Служба "ока государева" пытается заручиться поддержкой деловых кругов.

Большой Урал

В столице Башкортостана старожилы "Большого Урала" Эдуард Россель и Муртаза Рахимов разнесли в пух и прах позицию центра по отношению к регионам. Россель назвал отказ федералов от заключения с субъектами РФ договоров по разграничению полномочий "неумной политикой". По мнению свердловского губернатора, таким образом власть пытается демонстрировать силу и ставить регионы на место. Рахимов указал на конституционность таких договоров.

Президент Башкортостана подверг сомнению сам принцип формирования федеральных округов, явно не ориентированный на степень экономической интеграции областей и республик. В результате такого административного деления Башкортостан, например, "вросший" в экономику Уральского региона и входящий в ассоциацию "Большой Урал", оказался включен Москвой в "кириенковский", а не "латышевский" округ. Несмотря на несовпадение границ федерального округа и экономических интересов субъектов федерации, республика отказалась покидать Уральский экономический регион ради "Большой Волги". Как признался Рахимов, его "душа все равно лежит к Уралу". Что вполне понятно: в прежнем, уральском кругу губернаторы уважительно относились к его мнению. А в федеральном округе его пока не слишком жалуют: так, с Сергеем Кириенко, который до сих пор не нашел времени посетить Уфу, президент Башкирии, по его собственному утверждению, общался только по телефону.

Политологи Башкирии тем не менее считают, что Рахимову с Кириенко повезло больше, чем Росселю с Латышевым. Сергей Владиленович в отличие от Петра Михайловича в политике не первый год и искусством компромисса, столь необходимым в этом деле, владеет в совершенстве. Их примирение - вопрос времени. Во всяком случае, башкирский президент вряд ли столкнется с ситуацией, когда полпред назначает руководителей федеральных структур на местах без согласования с главой субъекта. Латышев на такой шаг пошел. В связи с этим Рахимов поспешил заявить, что в "Башкортостане свердловский номер не пройдет". Он "отрежет телефоны" местным руководителям федеральных ведомств, не пустит их на порог и не решит "ни одного их вопроса" в случае, если они будут назначены полпредом без согласования с ним.

Кроме того, критике подверглось и решение депутатов Госдумы РФ о ликвидации региональных дорожных фондов. Такой шаг народных избранников был расценен как "преступление". Россель подчеркнул, что в результате принятия нового Налогового кодекса Дорожный фонд Свердловской области потеряет 2,5 млрд рублей. И если эти средства не будут компенсированы за счет трансфертов, то область останется без новых дорог.

Казалось бы, сепаратистские по сути высказывания должны привести к расколу внутри ассоциации. Похоже, это не совсем так. Экономически процветающие Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский национальные округа не прочь в ближайшее время пополнить большую уральскую семью, состоящую в основном из субъектов-доноров. Губернатор Тюменского юга Леонид Рокецкий, которому в отличие от северных коллег Юрия Неелова и Александра Филипенко, уже избравшихся на второй срок, в январе предстоит выборный марафон, пока пытается заручиться поддержкой Кремля и полпреда в УФО. Эксперты считают "явление Рокецкого в стане Латышева" фактором временным: после выборов Леонид Юлианович легко может оказаться по другую сторону баррикад. Причем не один, а вместе с вновь избранными губернаторами Челябинской и Пермской областей (выборы в них предстоят в декабре).

Такой монолит из первых лиц субъектов-доноров может оказаться не по зубам не только полпредам, но и Кремлю. Ставленники президента прекрасно это понимают. Петр Латышев тоже собирает союзников. Он высказал идею создания окружного совета и предложил включить в него крупных бизнесменов, имеющих деловые интересы в Уральском федеральном округе.

Малый Исток

В правительственную резиденцию "Малый Исток" под Екатеринбургом прибыло 13 уральских "олигархов". Полпред обозначил цель встречи как попытку совместно выработать единые принципы строительства в округе равного для всех правового пространства. Он подчеркнул, что получил для этого все необходимые полномочия от президента. Не углубляясь в тонкости экономики, Латышев отметил, что хотел бы создать серию окружных экономических программ, "в процессе реализации которых он имеет определенные полномочия и рычаги".

Все это, очевидно, должно было возвысить образ главы округа в глазах гостей и показать, что правила игры и фигуры на политико-экономическом пространстве Урала и России изменились. Нетрудно представить, в сколь щекотливом положении оказались приглашенные бизнесмены, многие из которых имеют давние дружеские связи со свердловским губернатором.

После закрытой для прессы дискуссии некоторые бизнесмены, в частности Вагит Алекперов и Владимир Богданов (ОАО "Сургутнефтегаз"), предпочли воздержаться от комментариев. Лишь генеральный директор Нижнетагильского металлургического комбината Сергей Носов, делая завуалированный реверанс в адрес свердловских областных властей, заявил, что "федеральная власть начала наконец проявлять интерес к проблемам промышленности и бизнеса. Раньше такого не было".

Интересно, что в день "большого совета" в Малом Истоке в Москве свердловский губернатор собрал ряд политиков и бизнесменов на заседание Национального экономического совета, созданного по инициативе того же Росселя. В столице Эдуард Россель добавил к обвинениям в адрес Латышева, прозвучавшим ранее в Уфе, упреки в том, что он, мол, Латышев, слишком увлекается политикой и вмешательством в дела областных властей... Ответ Латышева не заставил долго ждать: "Нет противостояния между губернатором и полпредом, а есть противостояние между позицией губернатора и позицией государства. Я вмешивался, вмешиваюсь и буду вмешиваться в дела губернаторов, если они будут противоречить законодательству".Эксперты полагают, что искушенный в аппаратных интригах Россель, не просчитав потенциальных союзников, не заручившись поддержкой какой-либо группы, не оставив пути отхода, а возможно и примирения, не стал бы столь откровенно негативно высказываться в адрес Латышева и его политики. Именно это обстоятельство позволяет согласиться с теми, кто расценил заявление свердловского губернатора как знак: собирается сила, готовая противостоять напору кремлевских реформаторов всеми мерами, вплоть до саботажа.

Перспективы

Возможно, плацдармом противостояния станет межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации "Большой Урал" (так на уфимской встрече решили переименовать Ассоциацию экономического взаимодействия областей и республик Уральского региона, поскольку Башкирия, Оренбуржье, Удмуртия и Прикамье вошли в Приволжский округ, а три тюменских субъекта - в Уральский).

Есть все основания считать, что на территории Урало-Сибирского региона и Приволжья возникнет экономически сильная, объединенная общими представлениями об административно-территориальном делении государства структура, которая будет координировать действия через глав исполнительной власти регионов. Учитывая тот факт, что лидеры "Большого Урала" уже сейчас высказывают несогласие с федеральным центром по весьма принципиальным вопросам государственного строительства, ассоциация, сплотившись, может стать серьезной головной болью для федеральных властей.

Центру не следует уповать на то, что подобные ассоциации экономического взаимодействия призваны решать вопросы, относящиеся исключительно к сфере экономики. Как показал многолетний опыт работы "Большого Урала", в той или иной мере принципиальные вопросы большой политики всегда были в центре внимания губернаторов. Последний по времени саммит не стал исключением, более того, "уральцы" решили обсудить в Уфе проблему, относящуюся по сути к сфере межгосударственных отношений (речь идет о демаркации российско-казахстанской границы).

В "Большом Урале" могут воплотиться идеи губернаторов о создании республик как образований, состоящих из нескольких регионов и в собственных границах проводящих политику - экономическую, социальную, любую другую, зачастую отличную от политики федерального центра.

Такой подход федеральный центр вполне может расценить как проявление сепаратизма и начать с ним бороться. По словам заместителя председателя Законодательного собрания Оренбургской области Виктора Нефедова, принимавшего участие в работе "Большого Урала", есть неофициальная информация о том, что "полномочным представителем президента по Уральскому федеральному округу ставится вопрос о роспуске Уральской ассоциации".