Умножение делением

Игорь Степанов
6 ноября 2000, 00:00
  Урал

Чтобы рассчитаться с долгами, Уральский автомобильный завод поделят и продадут

Крупнейшие машиностроительные предприятия Челябинской области - челябинские тракторный завод (ЧТЗ) и завод дорожных машин им. Колющенко (ЧЗК), Уральский автомобильный завод (УралАЗ) - в силу ряда объективных и субъективных причин тяжело вошли в рынок, оказавшись к середине 90-х годов в предбанкротном состоянии. Растущие как снежный ком неплатежи, увеличивающаяся кредиторская задолженность, в том числе по зарплате, остановки производства - характерные черты предприятий отрасли. Один за другим заводы стали подвергаться санации: по ЧТЗ было начато конкурсное производство, на УралАЗе и ЧЗК введено внешнее управление.

Действия арбитражных управляющих, а более того августовский кризис в какой-то мере переломили ситуацию. Машиностроение области продемонстрировало по итогам первого полугодия 2000 года рост объемов производства к уровню аналогичного периода прошлого года в размере 58%. Любопытно, что на всех трех предприятиях менеджеры пришли к похожей схеме расчистки старых долгов: созданию дочерних предприятия, куда передаются активы, имущественный комплекс, переводятся рабочие. За счет продажи акций новых акционерных обществ планируется погасить долги перед кредиторами и получить инвестиции для реконструкции производства. Преемственность дочерних структур должны подчеркивать их названия: ОАО "Автомобильный завод "Урал"", ОАО "Челябинский тракторный завод "Уралтрак"", ОАО "Челябинский завод дорожно-строительных машин им. Колющенко". Дальше всех по этому пути пошло пока руководство ОАО "УралАЗ", которое уже добилось регистрации акционерного общества ОАО "Автомобильный завод "Урал"" и разработало схему расчетов с кредиторами и планы продвижения на рынок выпускаемой автотехники.

"Уралы" есть и будут

Сегодня "УралАЗ" - стратегически важное для обеспечения безопасности страны предприятие, поставляющее спецтехнику для нужд Министерства обороны РФ, МЧС России, ряда других федеральных ведомств. Предприятие уверенно наращивает объемы производства, выпуская по 800 автомобилей в месяц. В 2000 году запланировано произвести до 8,5 тыс. автомобилей (по итогам прошлого года выпущено немногим более 5 тысяч). Это, конечно, не 30 тыс. грузовиков ежегодно, как было в 80-х, но уже и не 2 - 3 тысячи, как в середине 90-х.

Начало положительных изменений на предприятии связывают с приходом в сентябре 1998 года внешнего управляющего Валерия Панова. Энергичный менеджер за два года руководства предприятием сумел добиться значительных успехов. В частности, был практически ликвидирован вторичный рынок (раньше за пределами автозавода машину можно было купить в 1,5 - 2 раза дешевле отпускных цен УралАЗа), тем самым решена проблема демпинга. Погашена часть задолженности первоочередным кредиторам, а также задолженность по заработной плате, составляющая более 70 млн руб. В настоящее время зарплата на предприятии выплачивается регулярно и в полном объеме, ее средний уровень превысил 2 тыс. руб. Трудовой коллектив - 21 тыс. человек - сохранен практически полностью. Рост объемов производства с начала введения внешнего управления превысил 240%. УралАЗ не только укрепил позиции на внутреннем рынке, но и начал экспорт автомобилей (от 100 до 200 единиц в месяц) в Африку.

Разделить, чтобы властвовать

Проблема кредиторской задолженности решается таким образом: зарегистрировано АО "Автомобильный завод "Урал"" - собственно автосборочное производство. Новое акционерное общество выпускает акции, которые продаются на рынке, а вырученные средства идут на погашение долгов. Кроме того, планируется создать на базе существующих разнопрофильных производств еще четыре структуры, в том числе трест "УралАЗстрой", социально-бытовое производство и научно-технический центр. Вести единую политику и консолидированный бухгалтерский учет будет управляющая компания, аккумулирующая в себе функции исполнительной власти во всех дочерних предприятиях. Роль управляющей компании возьмет на себя старое АО "УралАЗ".

Валерий Панов, внешний управляющий УралАЗа:

- Мы, конечно, можем пойти и другим путем. Ничего не менять по сути, сильнее крутить педали, зарабатывать прибыль и отправлять ее на погашение долгов. Но: на момент введения внешнего управления общая сумма кредиторской задолженности составляла 3,5 млрд рублей, в 99-м году мы заработали 300 миллионов прибыли, однако реально ее не увидели, потому что вся прибыль была реинвестирована в предприятие. Можно и дальше работать так - всю прибыль отдавать кредиторам, условно говоря, по 300 миллионов в год. На это потребуется десять лет, но при этом можно будет забыть о техническом перевооружении.

Между тем техническое состояние предприятия аховое: износ основных фондов составляет более 70%, а средний возраст действующего оборудования превышает 25 лет. Если не вкладывать деньги в производство, то через несколько лет завод не сможет зарабатывать и рассчитываться с кредиторами.

Однако сам по себе расчет с кредиторами - только одна сторона медали. Процесс выделения и продажи бизнеса предполагает окончательное и бесповоротное отстранение акционеров УралАЗа от управления предприятием. Практика показывает, что, придя на предприятие для внешнего управления, новая команда стремится - и это вполне понятно - остаться на объекте и после окончания срока его действия. Процессы банкротства не зря называют наиболее дешевым механизмом передела собственности. После того как УралАЗ будет реструктуризирован по схеме, предложенной внешним управляющим Валерием Пановым, акционеры завода потеряют всякое влияние. И это не может их не огорчать.

Губернатор хочет блокирующий пакет

Как всегда, подобные решения не принимаются без согласования с властями. На коллегии при губернаторе Челябинской области, где рассматривался вопрос об итогах работы ОАО "УралАЗ" в режиме внешнего управления, глава области Петр Сумин поддержал идею создания нового акционерного общества "Автомобильный завод "Урал"" и выразил пожелание, чтобы доля областной администрации в уставном капитале его была достаточно весомой. Это пожелание конечно же будет услышано. Предполагается, что доля администрации составит 25% уставного капитала плюс одна акция. Как, заметим, и в другом новоявленном ОАО - "Челябинский тракторный завод "Уралтрак"".

Чтобы окончательно завершить реструктуризацию УралАЗа, необходимо время. Срок внешнего управления закончился осенью этого года. В связи с этим собрание кредиторов завода приняло решение о продлении срока внешнего управления, тем самым оставив власть в руках Валерия Панова. Однако только решением кредиторов здесь не обойтись. По закону, в случае продления срока внешнего управления за долги предприятия должны поручиться власти, своим бюджетом гарантировав выплату долгов кредиторам. Петр Сумин согласился с решением собрания кредиторов о продлении срока внешнего управления еще на 12 месяцев и пообещал выступить в качестве поручителя за долги УралАЗа.

Мэр - за мир

Слово губернатора в этой ситуации, конечно, имеет солидный вес. Однако есть и противоположная точка зрения. Мэр города Миасс, председатель комитета Законодательного собрания Челябинской области по законодательству, государственному строительству и местному самоуправлению Михаил Жмаев относится к решению собрания кредиторов, проголосовавших за продление внешнего управления и реструктуризацию предприятия, как к "недоразумению".

По мнению Жмаева, внешний управляющий УралАЗа не собирается в полном объеме рассчитываться с кредиторами. Расчеты будут произведены лишь на сумму, эквивалентную размеру уставного капитала ОАО "Автомобильный завод "Урал"" (1 228 662 тыс. руб.), то есть на сумму оценки имущества АО "УралАЗ", внесенного в уставный капитал нового общества и оцененного московской фирмой "Аудит-хаус". Со своей стороны Панов считает, что расчет с кредиторами все-таки возможен, поскольку продаваться будет "не просто набор оборудования, а бизнес, раскрученный, действующий, рентабельный".

Михаил Жмаев выступает за заключение мирового соглашения с кредиторами. Такое решение, несомненно, пойдет на пользу акционерам предприятия. Среди последних наиболее влиятелен депутат Государственной думы Валерий Гартунг.

Акционеры хотят вернуться

Валерий Гартунг консолидировал в своих руках порядка 40% акций УралАЗа и в случае заключения мирового соглашения сможет играть ведущую роль в управлении предприятием. Кроме крупного пакета акций в руках депутата еще несколько козырей, как экономических, так и политических. Он владеет контрольным пакетом акций Челябинского кузнечно-прессового завода, партнера УралАЗа в части поставки комплектующих, и в начале года серьезно попортил нервы автомобилестроителей, прекратив поставки.

Кроме того что Гартунг - депутат Государственной думы, он недавно первым зарегистрировался кандидатом на пост губернатора Челябинской области и на грядущих выборах вполне может составить серьезную конкуренцию действующему губернатору.

По какому пути пойдет Уральский автомобильный завод, во многом будет зависеть от итогов декабрьских выборов в Челябинской области. Определенным подтверждением этому служит тот факт, что заседание арбитражного суда по окончательному утверждению решения кредиторов о продлении внешнего управления в очередной раз перенесено: суд состоится 26 декабря, через два дня после выборов губернатора. То, что результаты голосования способны оказать влияние на суд, наблюдатели не сомневаются: экономика у нас - до сих пор производный продукт политики.

Челябинск