Публичный торг

Москва, 20.11.2000
«Эксперт Урал» №11 (11)
Екатеринбургские власти меняют информацию на популярность

В Екатеринбурге сегодня действует более 200 периодических печатных изданий, 16 телеканалов и 13 радиостанций. Для обычного областного центра это чрезвычайно много. Но Свердловская область известна как регион, практически во все времена активно влияющий на общероссийскую политику. Многообразие масс-медиа свидетельствует о разнонаправленности интересов местных экономических групп, претендующих на свое место во власти и осуществляющих политические разборки не "под ковром", как это нередко делается в других областях, а публично, с помощью "карманных" средств массовой информации. Подобное положение указывает на достаточно высокий уровень политического развития и является скорее плюсом, чем минусом.

Расклад сил

Значительную долю на рынке занимают так называемые правительственные СМИ, зависимые от двух основных политических противников в Свердловской области: главы Екатеринбурга Аркадия Чернецкого и губернатора Эдуарда Росселя.

Под знамена первого встали медиа-холдинг "Уральский рабочий", куда входит старейшая одноименная умирающая ныне газета и похожее на нее издание "Вечерний Екатеринбург", радиостанция "Студия город", свердловское отделение Агентства политической информации (СОАПИ) и "Студия 41" - телекомпания, полностью оснащенная цифровым оборудованием. Арсенал губернатора примерно такой же: "Областная газета", исполняющая на местном уровне роль "Российской газеты", "желтые" "Вечерние ведомости", канал "Областное телевидение", атавизм советских времен СГТРК, информационное агентство "Регион-Информ" и скандально известное "Телевизионное агентство Урала". ТАУ выходит в эфир на "10 канале" (сетевой партнер "RenTV"), что по большому счету характеризует канал как "прогубернаторский". В то же время доля акций "10 канала", по некоторым данным, находится в распоряжении общественно-политического союза "Уралмаш", который, как известно, также не прочь занять места во власти. Кроме того, ОПС является акционером "47 канала", пока не работающего по причинам переоснащения.

Несколько холдингов и корпораций обладают имиджем так называемых независимых СМИ. В первую очередь это медиа-холдинг "4 канал" (президент Игорь Мишин). В состав холдинга входит одноименный телеканал (сетевой партнер ТНТ), 51% акций которого принадлежит "Медиа-Мосту" Владимира Гусинского, молодежный канал "ПятьОдин" (сетевой партнер MTV), радиостанции "Русское Радио", "Радио Динамит", "Стиль FM", рекламная группа "Телец". Из газет - телевизионный путеводитель еженедельник "+ все ТВ".

Не так давно интерес к сфере масс-медиа проявил Андрей Козицын, руководитель Уральской горно-металлургической компании. УГМК стал учредителем телекомпании АТН (Авторские Телевизионные Новости) и газеты "Подробности". Известно, что представители УГМК также вели переговоры с Жанной Телешевской, президентом телекомпании АСВ (Ассоциация Свободного Вещания, сетевой партнер ТВ-6), но не вполне ясно, чем они закончились.

На местном рынке радио также значимую долю занимают станции, которыми владеет известный бизнесмен Николай Грахов. Ему принадлежат "Радио Си", "Радио Пилот", "Радио Джем", "Наше радио", "Радио Эхо Москвы".

Ангажированность против рейтинга

На рынке екатеринбургских СМИ, как и на любом другом рынке, есть лидеры и аутсайдеры. Определяющим критерием доверия со стороны населения к тому или иному средству информации является степень ангажированности последнего. Объективность или хотя бы видимость ее представляют собой товар, который стоит дороже всего. Именно этим объясняется успех "4 канала", который, уйдя под крыло Гусинского и обезопасив себя от прямого давления местных властей, не практикует тем не менее откровенные сюжеты "про" и "контра" в отношении областных или городских структур. По мнению политологов, при желании, конечно, можно понять, в какие политические союзы склонно вступать руководство холдинга. Тем не менее у "4 канала" нет постоянных союзников, скорее есть постоянные интересы. Аудиторией такие СМИ воспринимаются как независимые, объективно освещающие местные новости. По результатам недавнего исследования центра "ExMedia", к примеру, доля "4 канала" в общем объеме телесмотрения занимает 14% и уступает лишь центральным ОРТ (30%) и НТВ (19%). Канал контролирует 50% рекламного рынка электронных СМИ Екатеринбурга, составляющего, по некоторым экспертным оценкам, 4,2 млн долларов в год. По словам Игоря Мишина, в целом бюджет его медиа-холдинга на 99% пополняется доходами от рекламы.

Независимую информационную политику пытаются проводить каналы АТН и АСВ (2,6 и 2,3% в общем объеме телесмотрения соответственно). Проблема АСВ, по мнению специалистов, состоит в том, что в силу ряда причин там не удалось достичь нужной степени профессионализма при подготовке новостийных блоков. Каналу АТН, несмотря на достаточно высокое качество информационных программ, не везет с сетевыми партнерами, что в известной степени отражается на привлечении аудитории. Не секрет, что кривые рейтингов каналов зависят в первую очередь от добротных новостей и популярных фильмов в наиболее смотрибельное время.

Остальные компании в той или иной мере ангажированы, и с точки зрения влияния на электорат в условиях острой политической борьбы оказываются в положении аутсайдеров, несмотря на достаточно высокие рейтинги. К примеру, ежедневные новости "9 1/2", которые выпускает ТАУ, во многом определяют лицо "10 канала" и его популярность у зрителя. Однако, по наблюдениям экспертов, "9 1/2" смотрят в основном пенсионеры, а для победы на выборах поддержки этой, хоть и многочисленной, части электората уже недостаточно. Телеканал "Студия 41" (4,8% в объеме телесмотрения, сетевого партнера нет) отличается весьма профессиональным уровнем программ, но политическая ангажированность заставляет большинство екатеринбуржцев воспринимать их как агитпроп. В силу последнего обстоятельства каналу не удалось представить в надлежащем виде Аркадия Чернецкого и существенно повлиять на исход прошлогодних губернаторских выборов. То же можно сказать про "Областное телевидение" (1% в объеме телесмотрения): люди привыкли формировать политические симпатии на основе других источников информации. По этой же причине в больших политических играх не принимается в расчет и СГТРК. В области канал сохраняет популярность прежде всего в самых депрессивных и отсталых районах. Высокий рейтинг (12%) объясняется в основном работой на частоте канала РТР. СГТРК может рассматриваться как пример того, что происходит с каналом советского формата в конкурентной среде.

Дорогая свобода

На фоне развития теле- и радиовещания печатные СМИ города выглядят скромнее. Ситуация в Екатеринбурге во многом дублирует общероссийскую: газеты, оставшиеся с советских времен, влачат жалкое существование и живут в основном за счет традиционной аудитории и скрытых дотаций из бюджетов покровителей. Средняя аудитория номера "Областной газеты" едва дотягивает до 4%, хотя цена одного номера всего 90 копеек. Такие методы "конкуренции" деформируют местный рынок СМИ.

Явное лидерство на рекламном газетном рынке удерживают бесплатные издания рекламно-информационного толка. К примеру, тираж "Нашей газеты" (ИД "Абак-пресс") и "Ва-банка" (учредители - АО "Комсомольская правда" и ТОО "Группа "Сегодня"") составляет около 365 тыс. экземпляров, по среднему охвату аудитории эти газеты занимают первые два места в двадцатке ведущих изданий Екатеринбурга. Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что ИД "Абак-пресс" (кроме "Нашей газеты" издающий рекламно-информационные журналы "Я покупаю" и "Пульс цен", а также деловые - "Директор" и "Деловой квартал") контролирует около 70% местного печатного рекламного рынка, предложив рекламодателям значительно более выгодное соотношение цены и охвата аудитории. По мнению экспертов центра "ExMedia", проводящего исследования аудитории екатеринбургских СМИ, успех бесплатных изданий вызван тем, что население потеряло интерес к чтению и покупке газет вообще, а бесплатные издания более близки к телевидению по пассивной роли аудитории в отношениях производитель - потребитель информационной продукции.

Можно с уверенностью утверждать, что общественно-политического издания, которое претендовало бы на звание независимого, в городе нет. Как считает декан факультета журналистики УрГУ Борис Лозовский, для появления и развития такой газеты нужны колоссальные инвестиции, причем на продолжительное время. К примеру, английской газете "Independent" в условиях развитого капитализма потребовались инвестиции в 400 млн фунтов ежегодно в течение пяти лет, чтобы она встала на ноги. "Вообще, - полагает Лозовский, - в Екатеринбурге должна быть одна ведущая ежедневная газета и полтора-два десятка еженедельников для разных типов аудитории".

Провал проекта газеты "Подробности" - яркий пример того, насколько трудно общественно-политической газете привлечь читателей. В течение почти пяти лет "Подробности" входили в медиа-холдинг "4 канал". Газета была убыточной и жила в основном за счет денег, которые приносил телегид "+ все ТВ". По словам Мишина, продавать "Подробности" не имело смысла во время предвыборной кампании 1999 года в Госдуму, куда он выдвигался. Но в думу президент "4 канала" не прошел, и спустя год издание было продано УГМК. Это в очередной раз доказало, что на медиа-рынке Екатеринбурга общественно-политическая газета может быть востребована только для удовлетворения политических амбиций ее владельца.

В том же контексте следует упомянуть газету "Вечерние ведомости", которая появилась на местном печатном рынке два года назад, что называется, как раз под выборы. За это время газета зарекомендовала себя как единственное издание в городе, работающее в лучших традициях "желтой прессы": эксклюзивная информация и оперативность, сочетающиеся со скандалами и газетными утками. Между тем ни для кого не секрет, что за именем учредителя (Д.П.Полянин) стоит областная администрация и губернатор. Поэтому "Ведомости" и чуть позже появившееся "Местное время - Екатеринбург", работающее в том же стиле, больше используются как каналы для слива информации, своеобразные "газеты для посвященных", а не для населения. Те, кого интересуют общественно-политические новости, предпочитают общенациональные газеты. Таким образом, в более выигрышном положении находятся региональные вкладки в "Аргументах и фактах", "Комсомольской правде", "Веке", "Московском комсомольце".

Бизнес - служанка политики

О том, что средства массовой информации воспринимаются деловой элитой не как самостоятельный бизнес, а лишь как рычаги для решения политических задач, свидетельствует упоминавшаяся попытка создания медиа-холдинга руководством УГМК. По мнению некоторых политологов, цель покупки "Подробностей" и АТН проста: Андрей Козицын начал подготовку к губернаторским выборам, которые пройдут через три года. Кстати, бывший владелец телекомпании АТН, президент банковской группы "Северная казна" Владимир Фролов год назад баллотировался в верхнюю палату областного парламента. Промышленный Урал, однако, не захотел видеть своим представителем в Законодательном собрании профессора-банкира, открыто выражающего независимость от местных властей. Такая позиция принесла немало неприятностей и его детищу. Телекомпания АТН, выражая интересы банковско-промышленного капитала и не желая становиться инструментом разборок ведущих политических группировок, сама стала объектом пристального внимания со стороны этих самых группировок. Проблемы начались после того, как шеф-редактор информационной службы канала Эдуард Худяков публично спросил у главы области, не связан ли тот с местными криминальными структурами. На это губернатор Россель заявил, что журналисту еще жить и работать в Екатеринбурге. Неизвестно, что он подразумевал под этим, но спустя некоторое время в лифте собственного дома Худяков подвергся вооруженному нападению, чуть позже была взорвана машина телекомпании, а вскоре было совершено покушение на репортера АТН Кирилла Дербенева. Ни одно из уголовных дел, возбужденных милицией, раскрыто не было. Не добившись политических успехов и сведя по вложениям в канал дебет с кредитом, г-н Фролов решил продать телекомпанию местным олигархам Андрею Козицыну и Павлу Федулеву.

Губернские амбиции

Не так давно в журналистских кругах прошел слух: в ближайшее время "4 канал", "Областное телевидение" и АТН намерены начать вещание на зону Большого Урала через спутник. Инициатором проекта стал директор телекомпании "Областное телевидение" Александр Мих, предложивший сформировать творческую группу для телевизионного проекта из лучших местных тележурналистов. Как полагают эксперты, это очень затратный проект, требующий 2 - 3 лет и инвестиций в размере около 30 млн долларов, причем без гарантий самоокупаемости. Вернуть эти деньги, исходя из экономической модели, по которой существует телевидение (бизнес на рынке рекламы), не представляется возможным. Рекламодателей, которых заинтересовала бы территория, охватывающая пять-шесть субъектов федерации, практически нет, так как за те (или даже меньшие) деньги, которые нужно будет потратить на один регион, учитывая высокую конкуренцию национальных сетевых проектов, под рекламу можно получить всю территорию России. Ввиду того, что идея регионального телевидения не была поддержана руководством других телекомпаний, проект остался невоплощенным.

Отметим, кстати, что в результате обострения конкурентной борьбы на телевизионном рынке все чаще звучат прогнозы об увеличении рекламных бюджетов в области радио.

Независимость в обмен на публичность

Жесткое противостояние между основными полюсами екатеринбургской политической элиты и понятное желание подчинить себе ведущие средства массовой информации области позволяет местным СМИ обрести определенную долю независимости, так как они могут предъявлять некоторые требования представителям власти, желающим попасть в информационное пространство.

Как считают в Уральской гильдии политконсультантов, многие проблемы полномочного представителя президента в Уральском федеральном округе Петра Латышева в Екатеринбурге связаны с тем, что он не сразу понял, в каком информационном поле оказался. Ни в Кургане, ни в Тюмени проблем с тем, как представить себя общественному мнению, ввиду подконтрольности СМИ местной элите, у него не возникало. (К чести генерала он быстро освоился и довольно свободно маневрирует в местном информационном пространстве.)

По мнению экспертов, в Екатеринбурге складывается ситуация, близкая к западному стандарту и именуемая "информация в обмен на публичность". Власть, располагая некой эксклюзивной информацией для СМИ, получает право фигурировать в информационном пространстве. Поскольку обе стороны относительно независимы, они не могут в полной мере контролировать друг друга. Значимость информации, получаемой от власти, определяют именно масс-медиа. Постулат "СМИ - это четвертая власть" в Екатеринбурге отчасти верен.

Екатеринбург


  

Центр ExMedia - независимая исследовательская организация. В основе ее замеров лежит классическая опросная методика day-after-recall, фиксирующая обращение аудитории к СМИ в день, предшествующий дню проведения опроса.

Новости партнеров

Реклама