Бремя белого человека

Отсутствие культуры отдыха толкает средний класс в объятия зеленого змия

За последние годы в регионах появилась довольно многочисленная прослойка людей, имеющих достаточно высокий доход, чтобы позволить себе тратить деньги на проведение досуга: посещение элитных ресторанов и клубов, поездки за границу, поддержание физического здоровья, экстремальный туризм и т.д. Вслед за спросом поднимается и предложение.

Согласно проведенному журналом "Эксперт" и компанией КОМКОН исследованию, доля среднего класса составляет от 9,5% в городах-миллионниках до 5% в прочих местах. Это в основном руководители (50%), а также специалисты и служащие, занятые в торговле, обслуживании и на производстве (33%). Более 20% из них имеют доход 4,5 - 9 тысяч рублей, почти половина - от 9 до 15 тысяч.

Средний класс, как показало изучение, неоднороден и по образованию, и по запросам. Если "целеустремленные прагматики" активно занимаются спортом, посещают бары и казино, ходят в театры, играют в боулинг и бильярд, то "беззаботные индивидуалисты" любят слушать музыку и гулять по городу, а самым распространенным видом досуга у них является чтение. "Традиционалисты" и вовсе исповедуют консервативный досуг: сидят у телевизора, занимаются с детьми, ухаживают за автомобилем.

Различная ментальность, обусловленная возрастом и воспитанием, отсутствие ярко выраженного социального заказа сфере досуга и инерционность индустрии развлечений, формировавшейся в эпоху социалистических стандартов, во многом объясняют пристрастия средних русских к тому или иному виду отдыха. Во всяком случае, в регионах развлекаются кто во что горазд. И далеко не всегда это можно назвать отдыхом.

Гусь свинье не товарищ

Представители бизнеса и власти Удмуртской республики предпочитают расслабляться в соответствии с первой заповедью советского разведчика: на работе и дома - ни-ни. Получить информацию о параметрах гособоронзаказа, например для "Ижмаша", легче, чем узнать, где и как провел очередной отпуск генеральный директор предприятия Владимир Гродецкий. Известна его страсть к изучению новых компьютерных программ и коллекционированию денежных знаков, однако это скорее хобби. Руководитель другого крупнейшего предприятия Удмуртии ОАО "Ижнефтемаш" Тахир Даутов, отвечая на вопрос об отдыхе, называет, как правило, охоту, в особенности грибную, но и это проведением досуга не назовешь. Подобная закрытость отчасти связана с тем, что до недавнего времени 86% всех предприятий работали на министерство обороны и вопрос организации отдыха для директора отдельно взятого предприятия - проблема менталитета, а не финансов.

Нельзя сказать, что индустрия отдыха как таковая в Удмуртии не сформирована совсем. Однако попытки создать в Ижевске сеть увеселительных заведений оказались настолько слабы, что владельцы местных казино так и не сумели обеспечить крупному и среднему бизнесу соответствующий уровень отдыха. Сегодня в число постоянных клиентов казино "Империя", "Адмирал", "Центральное", "SHARK-club" входят в основном представители малого бизнеса, в лучшем случае директора небольших коммерческих структур. Клиентам предлагается стандартный набор: Black Jack, покер, американская рулетка, игровые автоматы. Стоимость входного билета - от 10 до 20 долларов. Практически везде администрация казино стремится подчеркнуть особое почтение к клиентам VIP-зала: их ждет отдельный фуршет и бесплатное обслуживание. Однако и такие "заманчивые" условия не будут интересовать этих самых клиентов до тех пор, пока не будет соблюден главный принцип цивилизованного отдыха - конфиденциальность.

- Сегодня заведения игорного бизнеса Ижевска обеспечивают потребности около 65 процентов представителей среднего бизнеса города, - считает в недавнем прошлом владелец казино "Адмирал", а ныне менеджер ООО "Российская медицина". Остальные, готовые к активному отдыху, очевидно, так и не знают, где реализовать эту потребность.

Для примера: количество игровых автоматов составляет всего 40% от спроса на этот вид отдыха.

Впрочем, не все так плохо. Не может индустрия отдыха Ижевска удовлетворить потребности особо важных персон - и бог с ней. Генеральный директор государственного унитарного предприятия "Ижевский электромеханический завод "Купол"" Юрий Шестаков, недавно отстраненный от должности, решил проблему организации отдыха по-своему. Масштабно. Это только для прессы Юрий Шестаков отдыхает, сидя у экрана телевизора или с удочкой у реки. На самом деле построенный Шестаковым в пригороде Ижевска в июне этого года "Парк-отель" - единственное достойное заведение для организации полноценного отдыха VIPов. На первый взгляд, здесь нет ничего необычного: тот же фитнесс-зал с бассейном, сауной и джакузи, та же рулетка, игровые автоматы, бильярд, шашлычная. Однако именно здесь соблюдено главное условие: полная конфиденциальность. В "Парк-отеле" всего семь номеров. Заказать номер без рекомендации и звонка особо приближенных к владельцам отеля практически невозможно. Вас вежливо попросят оставить свои координаты, чтобы связаться с вами после доскональной проверки вашей репутации силами службы безопасности. Все высокие гости, приезжающие в Удмуртию, как правило, останавливаются в "Парк-отеле". Открывал его не кто-нибудь, а сам президент Удмуртии Александр Волков, в прошлом председатель Госсовета, заметивший, что с появлением отеля у него исчезнет головная боль, где размещать высокопоставленных визитеров.

Сразу после "Парк-отеля" Ижевский электромеханический завод сдал еще один примечательный для собственной индустрии отдыха объект - площадку для мини-гольфа, единственную в республике. И Юрий Шестаков продемонстрировал для прессы умение играть в гольф. Не стоит сомневаться, что если руководство того же "Купола" вдруг полюбит охотиться на диких кабанчиков, охотничьи угодья под Ижевском будут созданы незамедлительно.

Человек с ружьем

Екатеринбургские банкиры и преуспевающие промышленники охотничьими угодьями уже обзавелись, отстроив роскошные сторожки. Теперь в сезон охоты из уральских лесов их никакая заграница не вытащит. Как можно заключить из слов вице-президента Свердловского клуба охотничьего собаководства "Дратхаар" Анатолия Филиппова, среднерусская прослойка охотников, в отличие от основной массы их собратьев по ружью, менее "кровожадна": охота для них - не добывание средств к пропитанию. Поэтому неудивительно, что в лесные сторожки новое поколение охотников предпочитает выезжать всей семьей.

Не менее популярна в "бизнес-классе" и "охота на людей" - пейнтбол. Игра эта привлекает возможностью выплеснуть на природе накипевшие за время трудового дня эмоции. В Перми, например, команды формируются, как правило, из коллег по работе, но активное участие принимают и жены, дети, подруги. В пейнтболе, естественно, полагается стрелять. Основное орудие стрельбы, маркер, даже по меркам преуспевающего пермского бизнесмена вещь не дешевая: от 150 долларов за самый простой до тысячи за профессиональный. Выгоднее "ружье" вместе с "пулями" (мягкими шариками, наполненными красящим веществом), маску и камуфляж брать в аренду. Средняя стоимость "пристрелочной игры" для новичков (по 100 шаров на человека) - 3 тыс. рублей: стоимость расходных материалов велика.

В России, кстати, снаряжение не производится, а недавно на рынке появились шары белорусского и китайского производства, гораздо более дешевые. В общем, с большой долей уверенности можно ожидать в ближайшем будущем появления конкурентоспособного отечественного "вооружения". Но пока при объеме первоначальных вложений около 10 тыс. долларов этот бизнес серьезных доходов приносить не может. И вид развлечений, похоже, останется специфическим для узкого круга лиц.

Другая страсть денежных людей - лошади - особо не афишируется: вероятно, в силу того, что такое хобби при должном подходе может приносить не только эстетическое, но и материальное удовлетворение. По данным наших источников, бизнесмены-коневоды Свердловской области, потратившиеся на элитных скакунов, уже получили свое сполна как внутри России, так и за рубежом. Естественно, растет и число желающих завести конезаводик, что, по мнению экспертов, сделает этот рынок более открытым.

Сегодня в клубе танцы

Самая дорогая ночная жизнь Екатеринбурга бурлит в клубах Атриум-Палас Отеля - "2К" и "Crazy Horse". Не так давно к ним присоединился "Стоун-Хендж". Этот ресторан специализируется на приготовлении блюд японской и корейской кухни и входит наряду с рестораном русской кухни "У Ивана" и рестораном итальянской кухни "Градара" в сеть развлекательных заведений "Планета Малахит". По словам хозяев центра, они заинтересованы в том, чтобы их ресторан был доступен всем, но дорогие интерьер, посуда, скатерти и высокая себестоимость блюд диктуют особый уровень цен. Сказывается на них и то, что некоторые продукты, например осетры или карибские омары, доставляются, говорят менеджеры "Малахита", из Москвы.

Знатоки екатеринбургских ресторанов утверждают, что далеко не последнее место в городе занимают ирландский паб "Old Dublin" и ресторан "Ирландский дворик".

По данным экспертов, срок окупаемости престижного ресторана при рентабельности около 100% составляет два-три года, поэтому заведение, имеющее свою нишу и постоянный круг клиентов, живет спокойно. Хотя бытует мнение, что выгоднее открывать рестораны с дешевой кухней.

Доминируют в Екатеринбурге еще три универсальных центра, совмещающих в себе ресторанный, игорный и шоу-бизнес: "Глобус", "Водолей" и "Луна-2000". Принято считать, что каждое развлекательное заведение должно иметь свою отличительную черту - "фирменное блюдо". В поисках оригинальности больше других преуспел "Водолей". Сегодня это единственное заведение, где ассоциация профессионального бокса устраивает рейтинговые бои, а в ночном клубе можно увидеть "шоу зверей": тараканьи бега, петушиные бои и черепашьи заплывы. В остальном спектр удовольствий мало чем отличается от "Малахита", что не удивительно: аудитории их можно считать одинаковыми.

Деньги в семью

Весной этого года в Екатеринбурге открылся боулинг-центр "Луна-2000" - крупное спортивно-развлекательное сооружение (16 дорожек) с хорошо отлаженным сервисом. Кроме боулинга к услугам посетителей - бильярд, ночной клуб, казино "Наутилус". Ранее профессиональный боулинг был только в "Водолее". "Луна-2000" переманила часть клиентов к себе. Тем не менее убытки не понесло ни то, ни другое заведение: у них один владелец. Президент холдинга "Инвестпромко" и магнат развлекательного бизнеса Анатолий Павлов предоставил в управление каждой из двух дочерей по крупному центру: старшей, Наталье, достался "Водолей", младшей, Ольге, - "Луна-2000".

По словам соучредителя "Луны-2000" Андрея Семенова, в России всего 20 профессиональных центров, где лишь около 250 человек могут играть на уровне "выше среднего". Для сравнения: в Америке насчитывается около 48 млн членов федерации спортивного боулинга. Исходя из этого, специалисты считают, что у российских боулинг-центров большие перспективы: несмотря на то, что теперь в Екатеринбурге 26 боулинговых дорожек, для города этого недостаточно. Дефицит может быть восполнен за счет второго Центра международной торговли: там планируют разместить современный развлекательный комплекс площадью в 12 тыс. кв. метров.

Кадры решают все

Если в Екатеринбурге у развлекательных заведений нового типа уже появилась своя клиентура, то в Челябинске рынок этот все еще развит слабо. В городе с миллионным населением нет крупных универсальных досуговых центров, а большинство клубных заведений до сих пор ориентированы на разношерстную публику, готовую переварить убогие интерьер и сервис, кочующие из заведения в заведения программы, примитивную кухню, а в целом - не вполне благоприятную атмосферу для полноценного отдыха.

Все это привело к тому, что среди зрелищных развлечений пальму первенства держит кинотеатр: в открывшийся в 1999 году "КиноМакс", прекрасно оборудованный, со свежим репертуаром, публика потянулась. Вслед за "КиноМаксом" крупнейшие городские кинотеатры в срочном порядке стали реконструироваться, чтобы не упустить появившуюся на волне зрительского энтузиазма возможность достойно войти в новый по сути бизнес киноиндустрии.

По мнению директора ночного клуба "Sity" Андрея Суслова, рынок развлечений в Челябинске еще предстоит сформировать. На базе "Sity" в настоящее время создается продюсерский центр, который и будет этим заниматься. Хотя основная его функция - обеспечение клубных потребностей в качественном шоу. Сейчас в городе наблюдается двустороннее движение: средний класс потянулся к более разнообразному проведению досуга (на знаменитых горнолыжных курортах типа Абзаково или Завьялихи номера в гостиницах, к примеру, еще в ноябре были расписаны до февраля будущего года), а представителями шоу-бизнеса делаются попытки удовлетворить возникающие запросы. Но не хватает хороших организаторов, хороших идей.

При всей неоднородности уровня развития досуга в уральских регионах есть тенденция, характерная для всех: клиент еще не научился формулировать заказ, а поставщик услуг - угадывать его желания.

Как отдыхаем, так и работаем

Среднего русского удручает однообразие развлекательных центров, их универсальность в плохом смысле слова, нестильность, невыразительная кухня. Между тем осознается потребность в интеллектуальном отдыхе, в тематических клубах с ярко выраженной оригинальностью (бизнес-вумен, например, утомлены тем, что развлекательные заведения ориентируются исключительно на мужские пристрастия, есть спрос и на гей-клубы). Но, как признаются шоумены, они пока не готовы удовлетворить эти запросы. В сущности, говорит директор первой екатеринбургской ночной дискотеки "Эльдорадо" Борис Черданцев, ниша развлечений и отдыха среднего класса все еще вакантна.

Исключение, может быть, составляет рынок туристических услуг, стабилизировавшийся за последние два года. По словам директора агентства "Пилигрим-тур" Ирины Лотовой, турист пошел теперь более цивилизованный, раскованный, информированный и требовательный. Он прекрасно осведомлен о комплексе предлагаемых услуг и выдвигает свои условия. Сейчас, к примеру, очень популярен индивидуальный отдых с элементами экзотики. Ради престижа уже едут мало, маршрут разрабатывают исходя либо из познавательных целей, либо из прагматичных, подбирая по вкусу климат, кухню, сервис. Появился клиент, которому небезразличен не только вид транспорта, но и цвет лимузина. Есть оригиналы, заказывающие вертолеты для перемещения из отеля на побережье. И это, по утверждению г-жи Лотовой, не пускание пыли в глаза, это уже образ жизни. Агентствам нравится работать с такими клиентами: индивидуальные туры интереснее составлять, появляется возможность для развития.

Однако в подавляющем большинстве случаев, показывают опросы, средний русский потребляет то, что дают, и расслабляется весьма традиционно: бассейн, дружеские пирушки и семейные застолья (чаще всего), ночные клубы с дискотеками (приблизительно раз в месяц). Естественно, без возлияний при этом не обходится. Психологи утверждают, что культуры расслабления у нас нет. Ежедневная потребность выпивать после работы бутылочку пива к расслаблению не имеет никакого отношения. Скорее, наоборот, порождает проблемы: запои, неврозы, снижение потенции.

По мнению сертифицированного преподавателя Европейской ассоциации психотерапевтов Сергея Гребнева, релаксация у всех людей происходит по-разному: кто-то отдыхом называет участие в авантюре (игра на деньги - чем не авантюра?).

С точки зрения психотерапевтов, в течение недели человек должен уделять равнозначное внимание четырем сферам: работе, телу (сюда же относится секс), душе и общению с близкими. Россияне же около 70% времени бредят работой, думая о ней даже за выпивкой или того хуже - в постели. Хроническая усталость чаще всего проистекает от этого.

Сергей Гребнев говорит, что если через два месяца после отпуска вам опять захотелось отдохнуть, значит, вы неправильно его провели и вам самое время задуматься над вашим образом жизни. Отдых должен быть не только долговременным, но и краткосрочным: ежедневным, еженедельным и ежемесячным. Естественно, многие это знают и без психотерапевтов, но из-за лености предпочитают наиболее дешевый вид расслабления - пиво или ночной клуб. На том индустрия досуга и держится.

Социологические исследования показывают, что интересы среднего класса далеко не ограничиваются развлечениями. Почти 46% богатых русских читает книги, около 11% посещает концерты и театры, более 20% увлекается компьютерами, каждый десятый собирает коллекции. В клубах же бывает лишь 8%.

Очевидно, эта статистика должна навести на размышление не только бизнесменов, но и местные власти, которые задают стандарты развития развлекательных заведений лишь в самом общем виде (занимаемые квадратные метры, униформа сотрудников, фасад здания и т.п.). Суть дела, однако, заключается в том, чтобы в развлекательном центре можно было уделить внимание трем названным сферам интереса человека: телу, душе и общению.

Исследователи не зря возлагают большие надежды на современную индустрию досуга. Удастся переломить нынешнюю культуру потребления - изменится отношение населения к своему свободному времени, пробудится интерес к самостоятельному творчеству, возрастут запросы. От того, что люди станут меньше думать о работе, последняя только выиграет. В конечном счете связь между индустрией развлечений и экономикой страны куда более тесная, чем может показаться на первый взгляд: как мы отдыхаем, так и работаем.

Индустрия развлечений однобока

Культурно-развлекательные учреждения всегда вызывали интерес социологов: по степени посещаемости клубов, дискотек, кинотеатров раньше судили о развитости потребностей и культурном уровне нации. Сегодня социология помогает менеджерам индустрии досуга грамотно строить бизнес. Наблюдениями делится сотрудник Института экономики УрО РАН кандидат философских наук Владимир Волков:

- В России до сих пор бытует устойчивое представление, что досуг вторичен по отношению к работе, самочувствию, самоощущению. Хотя еще Маркс говорил, что работа и досуг должны поменяться местами: развитие человека и окружающей его культурной среды зависит от того, как он будет реализовывать себя в свободное время. Только досуг предоставляет возможность выбора. Развитие потребностей напрямую влияет на творческие возможности человека. Превалирование же работы над досугом приводит к тому, что как не умели мы с пользой для здоровья использовать свободное время, когда у нас были однотипные клубы, библиотеки, кинотеатры, так и не умеем до сих пор, в пору расцвета ночных клубов.

- Отчего это происходит? Индустрия развлечений не реагирует на запросы потребителей? Или нет спроса на иные виды досуга?

- Тут много факторов. Мне кажется, престиж и возможность найти себе подобных превалирует над другими потребностями: для среднего русского очень важно отметиться, побывать там, где "будут все". Мотив посещения постановки культового режиссера или спектакля культового актера (не пропустить событие) - второй по значимости после престижности. Когда в Екатеринбурге был с концертом модный тенор Николай Басков, билеты стоили 2500 рублей: согласитесь, полученное удовольствие явно не соответствовало заплаченным за него деньгам.

Следующая сторона дела: мотив развлечения имеет для среднего русского важное значение. Работа в банке или в крупной фирме давит на менеджеров, не позволяет им совершать рискованные поступки. Многие реализуют потребность сыграть "по-крупному", в казино, рискуя при этом всего лишь собственным капиталом. Причем у самого игрока возникает ощущение причастности к стандарту светской жизни, широко рекламируемой западными фильмами и литературой. Причастность к "свету" - такой же необходимый атрибут "продвинутости" для среднего русского, как мобильный телефон или иномарка.

Предложение сегодня формирует спрос. Бизнесменам от досуга удалось повести за собой средний слой: это затягивает и становится образом жизни. И очень жаль, если часть талантливых людей переключилась на этот вид развлечений, поскольку всякая страсть, связанная с игрой, с деньгами, становясь содержанием отдыха и смыслом времяпрепровождения, работает исключительно в минус.

- А можно это назвать отдыхом?

- Отдых бывает разный. Есть релаксация (снятие напряжения), есть переключение, есть отдых как хобби (увлечение) или как общение (всяческие общественные организации, клубы и т.п.), есть отдых творческий. Пока наша индустрия развлечений очень однобока. В американской модели развлекательных центров есть тихие зоны, где можно не только в карты поиграть, но и порисовать, посмотреть коллекцию живописи, почитать, что-то обсудить и т.д. Там представлены в одном центре все варианты отдыха. У нас же исключительно моноцентры: везде гремит музыка, показывают стриптиз и водку тебе сразу несут.

- А почему, по-вашему, средний класс еще нечетко отличает, где истинный отдых, а где лишь имитация его?

- Все зависит от того, как формировалась элита. Сейчас она на 35 - 40% состоит из бывших функционеров, на 15 - 20% из криминальных авторитетов и на треть из self-made-mеn - людей, сделавших себя сами. Если у нас все пойдет нормально и элита будет воспроизводиться естественным путем, то есть из тех, кто талантливее, умнее, способнее, то оздоровятся само содержание и потребность в отдыхе и развлечениях. Просто нужна государственная политика по формированию элиты. Параллельно с этим будет развиваться и индустрия досуга.

Если бы в наших развлекательных центрах существовали не только зоны отвлечения и развлечения, но и творческие или интеллектуальные, посетителей было бы несравненно больше. Всякий перекос сужает возможности бизнеса. Я думаю, все это еще впереди: пока наши бизнесмены "бьют" по тому, что лежит на поверхности.

Опросы показывают, что до 10 процентов богатых людей занимается коллекционированием. Это сигнал для тех, кто готов заняться обслуживанием коллекционеров. Потребность в досуге такого рода надо развивать (на Западе она стоит на втором-третьем месте после казино), эта индустрия сулит большие деньги. А само коллекционирование по уровню стоит значительно выше, чем рулетка. Для некоторых состоятельных слоев населения большой интерес представляет экстремальный туризм: эта сфера досуга имеет большие перспективы.

Бизнесмен должен работать на будущего потребителя, заботиться о повышении авторитета заведения среди просвещенной публики. Сначала должно быть все-таки предложение, поскольку народ у нас в стране привык потреблять то, что дают. Но бизнес нужно направлять, стимулируя создание синтетических центров налоговыми льготами - только так можно сформировать новое поколение потребителей.

Екатеринбург - Пермь - Челябинск - Ижевск