НаШКОДили

26 февраля 2001, 00:00
  Урал

В Удмуртии разразился большой скандал, вызванный отказом от реализации проекта "Шкода-Авто-Удмуртия" - совместного предприятия ОАО "Ижмаш" и немецкого концерна "Фольксваген".

СП "Шкода-Авто-Удмуртия" было создано в конце 1998 года. Чехи предоставили 2 млн немецких марок под реконструкцию одного из цехов Ижевского автозавода, в котором планировалось разместить сборку автомобилей марок "Фелиция", "Октавия" и "Фабия". (Эксперты, заметим, изначально сомневались в экономической целесообразности проекта: так, ижевские "Фабии" были бы всего на 10 - 15% дешевле ввозимых из Чехии.) Затем контрольный пакет "Шкоды" приобрел "Фольксваген", и вскоре официальный представитель немецкого концерна объявил о приостановке проекта.

Это не первая неудачная попытка Ижевского автозавода, дочернего предприятия ОАО "Ижмаш", привлечь иностранных инвесторов. После провала сотрудничества с американским "Фордом" и южнокорейским "Хендэ" проект с чешской "Шкодой" сулил большие перспективы, власти Удмуртии трижды называли конкретные сроки выпуска первой "Фабии". Теперь президент республики Александр Волков обвинил генерального директора ОАО "Ижмаш" Владимира Гродецкого в отсутствии активных действий по продвижению проекта. Новый министр промышленности и транспорта Удмуртии Андрей Армянинов причину обострения отношений руководства республики и "Ижмаша" обозначил иначе: "Новая команда менеджеров автозавода во главе с Гродецким должна сделать политику управления и взаимодействия с органами власти открытой и прозрачной. Нам удастся договориться, если мы будем четко понимать, что хочет команда менеджеров, пока действующая келейно, желая удовлетворить собственные интересы и подбираясь к имуществу предприятия". На фоне разрыва отношений с "Фольксвагеном" руководство республики также настораживает факт резкого увеличения кредиторской задолженности автозавода (с 800 млн до 1,2 млрд рублей), причину которой эксперты идентифицируют как один из способов "ползучей" покупки предприятия вазовской командой менеджеров.

Немецкий концерн, отказавшись от сотрудничества с "Ижмашем", вышел на российский рынок со своей стратегией: "Фольксваген" заинтересован в создании не совместного предприятия, а собственного сборочного производства на свободной площадке.

Руководство Удмуртии не теряет надежды удержать инвестора. Совет директоров АО "Ижмаш" также проявил заинтересованность, поручив правлению заняться продвижением проекта с участием концерна "Фольксваген". Кроме того, есть решение организовать на предприятиях группы "Ижмаш" и других автоагрегатное производство.

Решение "Фольксвагена" о размещении сборки автомобилей на свободной площадке (проект "зеленая лужайка") скорее всего не будет связано с развитием Ижевского автозавода. В правительстве Удмуртии считают, что республика обязана предоставить "Фольксвагену" эту "лужайку", включив все затраты по проведению инженерных коммуникаций в бюджет. Однако эта позиция, похоже, кардинально расходится с интересами ВАЗа, который сделает все возможное, чтобы не допустить прихода в Удмуртию конкурентов.

Ижевск