Рождение предпринимателя

Марина Романова
9 апреля 2001, 00:00
  Урал

Типология бизнеса глазами художника

Похоже, уральский бизнес вступил в пору самоосознания. Серия графических работ "Бизнес", созданная почти десять лет назад художником Владимиром Кривушиным, оказалась востребована сегодня. Ее вспомнили сами деловые люди, прежде глядевшие на эти работы мельком и в основном недовольно.

Волею судьбы с конца 80-х Кривушин близко сталкивался с нарождавшимся бизнесом, его интересовали типажи, личности, персоналии. Каждый лист серии (всего их 17) стал энергетическим выбросом эмоций, наблюдений за сферой жизни, которая только формировалась. Сегодня они выглядят не научной, но целостной художественной типологией русского бизнеса периода первоначального накопления капитала.

Владимир Кривушин - известный скульптор, кузнец, предприниматель. Принадлежит к тем художникам, которые свободно владеют карандашом, электродом и молотом, могут окунуться и не утонуть и в омуте расплавленного металла, и в плоскости листа. Создает сложные композиции на пересечении разных материалов: кованого железа и камня, дерева и литья.

- Я пришел к выводу, что работа с металлом - это высшая математика пластического искусства. В пластике начинал с дерева. Хотел было сразу перейти к металлу, но понял: рано еще. Взялся за камень, вскоре почувствовал, что свободно разговариваю с ним, потом - литье. И, наконец, металл, самый сложный материал, потому что самый сопротивляющийся. Его нужно понять, постичь - он тогда сам начинает помогать.

Кривушин сам создавал горны, инструменты. Работал, пока варежки не начинали дымиться. Сейчас его кузня - это цех, в котором работает несколько человек, огонь горит в трех очагах. Процесс идет постоянно: решетки для коттеджей и офисов, обрамления для зеркал и каминов, подсвечники, декоративные кованые фигурки. И - скульптура в металле, графика в металле.

Фигуры выстраиваются хронологически и по ранжиру. Один из первых листов - "Метаморфозы, или Рождение предпринимателя". Главное в нем - клыки и когти.

- То, как складывался начальный капитал где-нибудь в Америке, - говорит Кривушин, - давно романтизировано: пираты, грабители на дорогах... А внуки их закончили Сорбонну. У нас все состоялось очень уж скоротечно, а потому еще острее, практически за несколько лет. Какие тут могли быть правила игры? Раз ты волк - расти клыки.

- "Рождение предпринимателя" задает агрессивно-негативный тон серии, которая и называлась полностью, как я знаю, "Бизнес без предела".

- Я не исследователь, я художник, меня привлекало самое яркое, характерное. Например, я неоднократно имел возможность наблюдать хитрость начинающего бизнеса: схватить и убежать. (Хотя, конечно, и тогда были вполне честные деловые люди.) Вспомните, сколько создавалось разнообразных "кооперативов", которые и не думали о завтра: собрать бы урожай и исчезнуть. Многочисленные теневые "цеховики" конца 80-х - очень распространенный тип. Ко мне нередко обращались с предложениями о "сотрудничестве" некие "проблеморазрешители": "У тебя проблемы? Не будет! Давай, мужик, вместе бабки делать. Ты на телках картинки рисовать умеешь?..". Боди-арта в Свердловске еще в помине не было, а он знал уже, где можно урвать; сегодня здесь, завтра там, лишь бы быстренько. Такие "проблеморазрушители" недолгую жизнь имели, мелко плавали. У них хваткие руки и слабая голова.

Следующий уровень - "акулы", они плавают в более глубоких водах. Психология та же - схватить, что плывет мимо. Но зубы покрепче. Однажды и я "проплывал мимо". В Москве в Центральном доме художника проходила персональная выставка, и вот некий "босс" (а у "акулы" уже тогда большой кабинет, многочисленная охрана, приличный костюм и склонность к искусству) приглянулась моя работа "Нагая". "Отдай!". И он ее заполучил, хоть и не совсем бесплатно. Лист "Акула, или Босс" у меня единственный, имеющий конкретный прообраз.

А вот новая ступень - "барин", он уже насосался. Бизнес, сделанный на крови, его уже кормит.

- А почему пуля настигает именно его?

- Не только, конечно. Мы все помним массовый отстрел бизнесменов в нашем городе, да и по всей стране. Не мне судить, но вряд ли их всех можно назвать "невинно убиенными". Истина "за все надо платить" очевидна, но многим хочется думать, что их-то она обойдет. Этим листом я хотел сказать: все взаимосвязано. Если ты любые средства приемлешь, тот же принцип применят и к тебе, причем в максимально эффективной форме.

- "Новый фараон", как я понимаю, фигура более масштабная.

- Это уже смычка с политикой. Сначала были деньги, с их помощью человек пробился к власти, чтобы потом властными рычагами их увеличить и вернуть. Кстати, если я теперь буду делать серию, она получит название "Политики".

- Целостная картина получается...

- По хронологии и смыслу здесь должен стоять еще один лист, который сейчас в работе, - "Банкир". Честно говоря, когда создавалась серия, банкиров я представлял просто денежными мешками, это было грустно и неинтересно. Сейчас совсем иное дело, это тип, это личность.

- "Вершители судеб" - верхушка пирамиды?

- Кем управляется мир по большому счету? Теми, кто в тени. Время от времени мы замечаем общемировые качания от плюса к минусу. То по всей планете начинаются благотворительные дела, бизнес вдруг раскрывается, раздаривает себя. Потом вспыхивают войны. Все это не просто так, эти процессы кто-то определяет, и не только на небесах, но и на земле.

- Владимир, за прошедшие годы бизнес принципиально изменился. Эта сфера жизни теперь не так обособлена, как прежде, вплетена в существование всех. Кроме того, вы сами теперь смотрите на эту сферу жизни не только со стороны, но и изнутри.

- Динамика имеет место быть. Современный бизнес не так агрессивен. Сегодня престижно вести отношения культурно. Бизнес вырос и работает уже не только кулаками (хотя тоже может). "Босс" уже другой, к нему другие люди ходят.

Приведу пример из области единоборств. У японцев есть такая игра-танец - ката: мысленное представление противника и разработка приемов, когда ты готов к бою, но боя как такового нет. А есть кумите, где существует реальный не враг, но противник. Это уже жесткий контакт. Те движения рук и ног, которые ты наработал в воздухе, здесь ты должен донести до тела. Так вот, первый период бизнеса был жесткий, без прелюдий. Сейчас он уходит в область ката. Хотя драться никто не разучился. Все прекрасно знают, что точка - это последний удар. Но все танцуют друг с другом и стараются договориться во время танцев.

- Не возникает желания создать типологию современного бизнеса?

- Нет. Художника привлекает острота проявления качеств - то, что было вначале. Теперь бизнес стал обыденнее. Мы к нему привыкли.

Из выведенных художником фигур многие ушли, другие метаморфизировались. Сегодня бизнес спокойно и с изучающим интересом взирает на собственное лицо именно потому, что оно изменилось.