Сапоги стратегического назначения

Сергей Буторин
23 апреля 2001, 00:00
  Урал

Основным направлением российского экспорта могут быть не только энергоносители, но и наукоемкие технологии

"Сапоги-скороходы" разработаны в Уфимском государственном авиационно-техническом университете. Стандартные настройки этого устройства позволяют даже неподготовленному и физически неразвитому человеку после небольшой тренировки за один "шаг" пролетать 2 - 4 метра, двигаться по пересеченной местности без особых усилий (экономя до 70% мышечной энергии) со скоростью 14 - 17 километров в час. Сегодня на одном из отечественных заводов уже идет мелкосерийное производство таких "сапог". Однако сам процесс от разработки до промышленного производства занял весьма долгое время.

Обмен опытом со шпионским уклоном

За рубежом попытались самостоятельно воссоздать подобные механизмы, но ничего не получилось. К сожалению, годы перестройки слишком многих приучили к тому, что в нашей стране секреты хранятся плохо. Многочисленные фото- и видеосъемки позволили установить лишь то, что изделие действует по принципу свайного молота. В одноцилиндровом двигателе сжатие происходит за счет массы человека, возгорание-взрыв топливной смеси в прикрепленном к ноге устройстве толкает бегуна вперед на несколько метров. При ударе о землю происходит сжатие смеси во втором "сапоге". Дальше процесс идет по кругу.

На создание теоретической базы этого "чуда" требуется как минимум несколько лет. Поэтому западные партнеры более 50 раз предлагали продать "для изучения спроса" образец изделия, для установления более "доверительных отношений" предоставить техническую документацию... Одна из американских фирм вообще предложила выслать образец по почте для фотосъемок и заверяла, что непременно его вернет. Закамуфлированными методами промышленного шпионажа были и многочисленные приглашения на семинары за рубеж. Предоставлялись все условия для отдыха - только "поделитесь опытом".

Хотя на технической документации устройства нет больше грифа "для служебного пользования", все секреты его создания по-прежнему знают только в России. Общеизвестный принцип действия мало что дает. Посмотрит неспециалист на эту штуку - нет ничего проще, обыкновенная запасная часть к киношному Терминатору. Система направляющих, несколько пластиковых трубок, титановые сплавы... Но за гениальной простотой изделий стоят годы работы и высокие технологии. Только патентов в нем спрятано более десяти, а каждый из них - принципиально новое техническое решение. К примеру, для того чтобы не травмировать "скороходов" лишними перегрузками и рассчитать, с какой силой "сапоги" должны отталкивать от земли, ученым пришлось впервые в мире измерить вязко-упругие характеристики человека.

- Конкуренция на интеллектуальном международном рынке царит жесточайшая, - рассказывает один из создателей "сапог" доктор технических наук, профессор Уфимского государственного авиационно-технического университета и дважды академик Борис Рудой. - Сегодня Америка и особенно Япония официально взяли курс на торговлю новыми технологиями. Практика показывает, что именно это дает максимальную прибыль.

Когда выяснилось, что стащить новую разработку из России не удастся, последовали действительно деловые предложения. Требования западных партнеров оказались просты: в течение трех лет стабильными должны оставаться технические характеристики изделий, цена и объемы поставок. Как ни странно, в нашей стране не нашлось ни одного предприятия, которое бы самостоятельно могло гарантировать выполнение подобных обязательств.

Ученые пошли в коммерцию

Уфимским ученым пришлось самим заняться финансированием и внедрением в производство разработок. Технологию опробовали сначала на изделиях "Сивка" и "Буян", двух универсальных энергоузлах: бензиновый моторчик мощностью до 5,5 лошадиных сил сделан так, что его легко можно приспособить в качестве двигателя для тележки или велосипеда, компрессора или генератора электрической энергии. Он весит всего несколько килограммов и незаменим в качестве "универсальной движущей силы" в любом хозяйстве.

Российские машиностроители согласились, что разработка интересная. Вот только вкладывать деньги в ее производство никто не рискнул. Так родилась новая схема работы, которая может стать ноу-хау для подъема отечественной промышленности: разработчики не только сами берут кредиты, поставляют технологии и внедряют в производство новые изделия, но и реализуют первую партию. На практике убедившись в коммерческой состоятельности проекта, уже ничем не рискуя, заводы имеют возможность самостоятельно расширять производство.

"Сивки" и "Буяны" протоптали дорогу более высокотехнологичным "сапогам-скороходам". Сегодня "сапоги" производятся уже десятками.

Модель называется "Сайгак". Вес одного "сапога" составляет 2,3 килограмма. Даже в тяжелом бронежилете и каске, со щитом и вооружением, то есть в полном снаряжении спецназовца, это устройство позволяет демонстрировать чудеса подвижности. Не зря в свое время идея создания "сапог-скороходов" пришла Виктору Гордееву, директору научно-производственного центра "Экомотор", как раз во время военных сборов. Для армии такие "сапоги" сразу стали "стратегическими". По науке "обутая" пехота могла бы решить, например, такую сложную тактическую задачу, как поддержка танков при атаке на большую глубину в тыл противника. Кстати, расход бензина - всего 400 граммов на 100 километров пути.

Теоретические расчеты показывают, что тренированный человек способен развивать в сапогах-скороходах скорость до 60 километров в час и преодолевать весьма значительные расстояния. Для этого лишь надо уменьшить вес изделия до одного килограмма. Одна из последних моделей "сапог" уже весит около 1200 граммов.

Технология производства гениев

К сожалению, сегодня в России не так много внедряется в производство перспективных, с выходом на мировой рынок разработок. А отечественные заводы, даже обладающие "космическими" технологиями, нередко простаивают - наблюдается серьезный кризис конкурентоспособных идей. Да и откуда им взяться? Советская "пирамида", связывающая фундаментальные исследования с реальным производством, развалилась еще во времена перестройки, а оставшиеся на плаву отраслевые научно-технические центры превратились из генераторов идей в обыкновенные конструкторские бюро. Уникальным считается положение в Уфимском государственном авиационно-техническом университете, где студент с первого курса получает конкретную поисковую тематику. И для науки не так важно, куда этого студента кривая выведет. Любое исследование - вклад в общую копилку знаний. Из 200 - 300 на первый взгляд бредовых идей всегда удается выявить несколько перспективных, позволяющих выйти на нестандартные решения. Причем речь идет о весьма высокотехнологичных сферах. К примеру, на кафедре двигателестроения УГАТУ, где и родились "сапоги-скороходы", рядовую задачу на турбулентность даже университетский (четвертый по мощности в России) суперкомпьютер решает 12 суток. Самой продвинутой на сегодняшний день персоналке понадобится на нее более полугода. Но работать-то надо... Уфимские студенты буквально на коленке собирают из рядовых пентиумов "систему параллельных вычислений" - и выходят на уровень 60 процентов мощности суперкомпьютера. При этом и отечественное программное обеспечение в этой сфере не имеет аналогов, оно не только быстрее и надежнее, но и обеспечивает большую точность параметров расчетных моделей.

Допрыгались

"Сапоги-скороходы" весьма красноречиво продемонстрировали, что стратегическим направлением для нашей страны вполне может быть экспорт не только энергоносителей, но и воплощенных в товары новейших наукоемких технологий. Предварительные расчеты показывают, что при умелой раскрутке в течение трех лет только экспортировать можно более миллиона пар "сапог-скороходов". В подобном экзотическом средстве передвижения давно заинтересованы туристы и рыбаки, любители дальних прогулок и охотники.

- Как только новинка попадет в свободную торговлю, у потенциальных конкурентов сразу же появится возможность ее скопировать, - рассказывает Борис Рудой. - Однако мы планируем достаточно долго контролировать этот рынок, так как готовы каждые полгода снижать вес выпускаемых "сапог" на 400 - 600 граммов. Они должны весить не более килограмма.

На рынок поступят "Сайгаки" упрощенной и усовершенствованной модификации: улучшится крепление к ноге, будут предусмотрены защелки для режима обычного передвижения. Допрыгал, к примеру, человек в "Сайгаках" до магазина, отключил подачу горючего, зашел в магазин, сделал покупки и, выйдя из помещения, "полетел" дальше. Появилось в процессе работы и совершенно новое направление - помощь людям с ограниченной подвижностью. По статистике, в мире более 100 миллионов человек пострадали от мин. Модифицированные "Сайгаки" могут дать возможность инвалидам не только нормально ходить, но даже играть в волейбол и баскетбол.

Уфа