Рокопопс.ru

Ксения Елкина
23 апреля 2001, 00:00
  Урал

Андеграунд становится мейнстримом

В середине апреля "Нашему Радио" в Екатеринбурге исполнился год. С появлением этой радиостанции в России заговорили о расцвете отечественной музыки. А в Екатеринбурге - о новом уральском роке. Благодаря "Нашему Радио" всей стране стали известны "Чичерина" и "Смысловые Галлюцинации", набирают очки молодые "Сансара" и "Сахара". О российской музыкальной жизни в целом и уральской в частности рассуждает Михаил Козырев, генеральный директор радиостанций "Наше Радио" и "Ультра", свою карьеру "радийщика" начинавший в Екатеринбурге.

- Существует мнение, что грань между андеграундом и массовой культурой стирается. В современной российской музыке, на мой взгляд, происходит то же.

- Раньше была такая ситуация: с одной стороны, был "ортодоксальный" русский рок, который переживал не самые лучшие времена после взлета в конце 80-х, а с другой - была "махровая" попса, процветающая везде. И ничего между. Теперь между этими крайностями закономерно возник пласт культуры, который я называю поп-рок. Это колоссальная плеяда артистов, чьих имен два года назад мы даже не слышали: Найк Борзов, "Ночные снайперы", "Смысловые Галлюцинации", "Чичерина", "Океан Ельзи", "Би-2". Теперь в спектр музыки, которая доходит до обывателя, добавились новые краски. В итоге тот совершенно отвратительный попс, который существовал в 90-е годы, потихоньку исчезает, что не может не радовать.

- В столицах альтернативная музыка пользуется спросом. В нашем городе самыми популярными остаются "Русское Радио" и "Шансон". Как скоро непопсовая музыка станет рентабельной в провинции?

- Мне кажется, очень многое здесь зависит от телевидения. По степени влияния на массовые умы телевидение несопоставимо с радио, журналами и газетами вместе взятыми. До тех пор, пока телевидение не будет полностью очищено от коррумпированной системы проката музыкальных видеоклипов, радикально ситуация не изменится. Первые сдвиги уже есть: вроде бы за клипы ОРТ сейчас не берет денег, MTV не берет денег точно, хотя влияние MTV у нас в стране очень невелико. Я считаю, что "Чайф", Гребенщиков и ДДТ заслуживают сопоставимого с Киркоровым и Пугачевой места на шести ведущих российских каналах.

- Но это же только вопрос денег...

- Деньги на телевидении - это рейтинг. Если передача завоевывает рейтинг, то соответственно рекламодатель готов за нее платить. Нужно производить такие передачи, которые с данным наполнением могут делать хороший рейтинг. Этим никто пока не занимался.

- А есть ли реальный шанс у нашей новой музыки оказаться в мировом шоу-бизнесе?

- Надеюсь, да. У нас в стране достаточно талантов и творческого потенциала, чтобы "выстрелить" в мировом масштабе. Но у нас, к сожалению, нет для этого индустрии. Сейчас в мире популярность - вопрос не столько таланта, сколько именно индустрии: звукозапись, промоушн, маркетинг. Там есть механизм. И когда в этот механизм попадает потенциально хороший продукт, есть возможность так его проанализировать, разложить, записать и запустить, что это автоматически срабатывает. У нас очень мало связей с западными лейблами из-за того, что звукозаписывающая индустрия в России разрушена. Мы - пиратская страна.

- В последнее время поговаривают о новой волне уральской музыки. По крайней мере на "Нашем Радио" то и дело звучат песни наших ребят.

- Только Питер дает больше интересных музыкальных идей, чем Екатеринбург. В Москве в последнее время вообще хоть шаром покати. (Это опасная теория: можно так считать, но музыканты не должны об этом догадываться, иначе они прекратят вообще сочинять хорошую музыку.) Да, в Екатеринбурге после долгого затишья появилась новая волна: "Чичерина", "Смысловые", надеюсь, все получится у нас с "Сахарой" и у "Сансары" все выйдет. Другое дело, что в одиночку "Нашему радио" все равно группу не раскрутить. Нужно обязательно заручиться еще какой-то поддержкой. Надо заинтересовать звукозаписывающую компанию или хорошего продюсера - это очень важно.

- А "Наше Радио" не подписывает контрактов с лейблами?

- Мы не можем сами подписывать никаких контрактов, потому что наша сила в абсолютной независимости. Мы не можем взять на себя обязательство раскручивать артиста - у него может быть хорошая песня и плохая песня. А мы должны ставить в эфир только хорошее. Лейблы вкладывают в артистов деньги и зарабатывают на них. Мы на артистах деньги не зарабатываем.