Конкурируйте - и победите!

14 мая 2001, 00:00
  Урал

Круглый стол на тему "СМИ: свобода и/или собственность", проведенный в Екатеринбурге новой всероссийской журналистской организацией "Медиасоюз" при содействии журнала "Эксперт-Урал", показал: события вокруг НТВ раскололи среду масс-медиа на два лагеря. В работе круглого стола приняли участие журналисты, руководители СМИ Екатеринбурга, Москвы и Петербурга, политологи. Одни звали в атаку на государство, другие предлагали отсидеться до лучших времен.

Президент "Медиасоюза" Александр Любимов считает, что СМИ надо действовать: формулировать свои позиции и вносить эти формулировки в парламент. Только тогда процесс будет развиваться так, как считают нужным сами СМИ. В противном случае все решат за них. Сейчас, например, в Госдуме готовится законопроект о средствах массовой информации, где понятия "издатель" и "учредитель" по-прежнему четко не определены, что чревато повторением ситуации, сложившейся на НТВ.

На взгляд Любимова, возникла абсолютно новая проблема, которую еще лет пять назад странно было бы обсуждать: что важнее - свобода слова или право частной собственности? "Мне кажется, мы живем сейчас в иной стране, где нужно более точным инструментом, вместо простого деления на белое и красное, определять действительность вокруг себя. СМИ должны сами обозначать для корпораций, с которыми они взаимодействуют, зону тех интересов, в которую им лучше не входить. В современном мире конкуренции мы должны конкурировать и сами определять правила игры с нами". Потому что СМИ - это не комбинат, где после смены собственника руду продолжают обогащать тем же способом. Основная часть активов в СМИ - это журналисты, носители конкретных подходов к информации, формирующие позицию издания или телеканала. И если они уходят, то новый собственник теряет те активы, тот основной капитал, ради которого он все и приобретал. Применив к НТВ те же методы, как и к другим отраслям, Кох получил НТВ, да не то, которое хотел получить.

Политолог Илья Горфинкель точно выразил позиции тех, кто считает: постановка вопроса как "свобода или собственность" надуманна. В действительности проблема заключается в том, что наш медиабизнес получает доход в основном не от информационного продукта, как на Западе, а от торговли политическим влиянием. Сейчас ситуация на рынке, при которой была возможна подобная торговля, уходит, поскольку новый игрок, государство, решительно взялось за упрочение позиций. Эти изменения и вызвали, в частности, конфликт на НТВ. Полноценный медиабизнес в стране появится, по Горфинкелю, когда субъекты рынка настолько экономически окрепнут, что им не нужно будет прибегать к финансам и ресурсам корпораций. В обозримом будущем подобное не прогнозируется.

Екатеринбург