Два года назад директор Центра экономических экспертиз "Налоги и финансовое право" Аркадий Брызгалин выиграл в Верховном суде РФ известное дело "О 180 днях": добился отмены положения инструкции Госналогслужбы N 39, из-за которой страдали предприятия-экспортеры. Сотни юристов обращались с жалобами по этому эпизоду и получали отказы от судов разных уровней. И это не единственный громкий судебный процесс Брызгалина. Скоро он отметит своеобразный юбилей - пятисотое дело. Из них 85% решены в пользу клиентов. Аркадий Брызгалин защищал интересы клиентов в арбитражных судах десятков регионов, "прошел" Верховный, Высший арбитражный, Конституционный суды. Выпустил учебник "Налоги и налоговое право", более сотни книг и научных работ, первым из региональных консультантов открыл постоянное представительство в Москве. Несмотря на то, что "Налоги и финансовое право" специализируются исключительно в области налогового консалтинга, по результатам последнего рейтинга журнала "Эксперт" центр вошел в сотню крупнейших консалтинговых компаний России (33-е место), в том числе в секторе "Налоговый консалтинг" занял пятое место, уступив только московским фирмам.
Кроме того, Аркадий собирает картины налоговой тематики, коллекционирует притчи, в шесть часов утра занимается айкидо, успевает выпить рюмочку, пообщаться с друзьями, съездить на рыбалку, поиграть в футбол, сходить на рингс, прочитать новую книжку. Он безумно любит семилетнего сына Виктора, обожает кошек и хорошую кухню. Где он находит для всего этого время?
- Вы действительно все успеваете, Аркадий Викторович?
- Просто я умею вырабатывать приоритеты. Знаете, если в печку сразу забросить здоровую поленницу, ничего не загорится. А дело все в том, что бросать надо по одному полешку... Но если честно, я многого не успеваю. Идей и планов - громадье.
- И когда же вы бросили первое полешко?
- Восемь лет назад, когда мне пришлось разбираться с некоторыми проблемами налогового законодательства. Оно тогда было новым, запутанным, непонятным, сложным, но, как оказалось, чрезвычайно интересным. Я понял, что налоговое право - это своего рода вершина хозяйственно-правовой системы. Здесь недостаточно знать один или два закона. Если хочешь помочь клиенту - изучи все аспекты его хозяйственной жизни, а иногда и технологического процесса. Эта сфера вообще уникальна по предназначению. Она регулирует расходование того, что заработано, - это очень тонкая наука. Постепенно мне стало понятно, что в налоговом праве много экономики, бухучета, финансового анализа и во всем этом надо ориентироваться. Мне показалось, что это "мое".
- Россия по количеству юристов, конечно, не Америка, но выбор в этой области есть. У вас - сложившееся реноме в деловых кругах. Чем клиентов берете?
- С самого начала мы с партнерами четко формулировали для себя философию бизнеса: не заниматься "оптимизацией налогов", попросту говоря, разработкой всяких схем по уходу от их уплаты. Налоги существовали с древнейших времен человеческой цивилизации. Они будут существовать всегда, пока есть государство. Другое дело, что предприятиям неразумно переплачивать, отдавать в бюджет незаконно начисленные штрафы и пени. Ведь налоги - это инструмент, с помощью которого изымается собственность. Взять то же дело "О 180 днях": в течение этого срока с момента выпуска товара предприятия должны были подтвердить, что товар ушел на экспорт. Тогда они пользовались льготой по НДС. У некоторых же выручка определялась по факту оплаты. И если деньги за продукцию от поставщиков вовремя не приходили, налоговая доначисляла предприятиям НДС, причем за счет чистой прибыли. В итоге предприятия лишались оборотных средств.
Для формирования казны налоговым и фискальным государственным органам предоставлены достаточно жесткие полномочия и огромные права. Вот для того, чтобы они использовали их должным образом, и нужен профессиональный адвокат-консультант. Мы помогаем предприятиям избежать ошибок, необоснованных наказаний.
Клиенты знают, что мы всегда используем хоть малейшую зацепку для защиты их интересов. Несколько лет назад мы вели дело концерна "Росэнергоатом". Все московские консалтинговые компании отказались судиться: говорили, что отыграть невозможно. А мы взялись. Штрафные санкции концерну выставили колоссальные - более 450 млн рублей. В итоге мы доказали, что законно начислено только 8 из них!
Наше кредо - создание прецедента, того, чего еще не было на практике. "Налоги и финансовое право" не тиражируют свои дела, понимаете. Я знаю многие компании, которые выигрывают только по одному основанию, опираясь на уже созданный прецедент: в этом случае суд никогда не откажет в удовлетворении иска. И именно под это ищется клиент. Мы так не работаем, беремся только за самые сложные ситуации.
- Всегда ли выигрываете?
- Нет, конечно, но статистику держим: в четырех из пяти случаев нам удается доказать, что налоговые органы действовали необоснованно.
- А бывает, что конкуренты обходят вас на повороте, переманивая клиентов?
- В основном это происходит, когда используется так называемый административный ресурс - неформальные отношения с собственниками, руководителями и так далее. Если же речь идет о честной и открытой игре, обычно мы побеждаем. Я помню случай, когда одно крупное предприятие в Самаре объявило тендер среди консалтинговых фирм на ведение их дела. В итоге они выбрали "Налоги и финансовое право", тогда мы обошли даже московские компании. И по одной простой причине - требовалось не только представительство в арбитражном суде, но и грамотная аудиторская работа. А мы как раз занимаемся и тем и другим. Это еще одно существенное отличие от прочих юридических агентств. Мы изначально решили подходить комплексно: анализировать не только юридический аспект, но и экономический, а иногда даже и технологический. То есть использовать, может быть, более творческий метод в работе. Пришлось мне даже получить второе образование, окончить факультет "Финансы и кредит" Уральского государственного экономического университета. И это себя оправдало.
Грамотный аудит - почти половина успеха в суде. Это точный подсчет, умелая работа с первичными документами, с документами налогового, синтетического учета. Юрист чистой воды с первичными документами, как правило, работает непрофессионально. Проблема же аудиторских фирм заключается в том, что они прекрасно разбираются во всех тонкостях на уровне отчетности, но идти в арбитраж - это уж извините, говорят обычно аудиторы. На грани наук, на основе синтеза знаний, мы и получили то, что называется "Налоги и финансовое право".
Кроме того, если я взялся защищать клиента, то это уже не просто дело клиента. Это мое дело.
- А может, у вас, извините, просто цены низкие...
- Как раз наоборот. Наши услуги стоят дорого: добро должно быть рентабельным, иначе ему не выдержать конкуренции со злом.
- Ладно, клиентов вы завоевали честным путем. А особые приемы в тяжбах с налоговыми органами есть?
- Никаких особых приемов нет. Просто надо использовать все правовые возможности. Конечная-то цель - не прецедент создать или покрасоваться, а защитить клиента, если закон позволяет. Приведу один пример. Был сложный случай, когда мы отстаивали интересы Полевского криолитового завода. В областном арбитражном суде дело выиграли, но налоговая инспекция обратилась в Высший арбитражный суд, добилась принесения протеста. И поехали мы в Москву. Тогда впервые в жизни мы воспользовались процессуальным моментом: в суде так интеллигентно показали, что вообще-то срок, в течение которого мог быть принесен протест, закончился четыре дня назад. Как выяснилось, даже судьи этого не заметили и сидели несколько обескураженные: как же так, сами допустили оплошность. Вот так мы победили, еще не начав драться.
- А часто деретесь?
- Всегда.
- Может, иногда предприятию стоит плюнуть на эту налоговую, заплатить и спать спокойно? По судам ходить не у всех время есть.
- Это типичная точка зрения. Я всегда говорю: защищайте себя, потому что в следующий раз налоговый инспектор придет и еще больше штрафных санкций выпишет по принципу "кто везет, на том и едут". Многие боятся ссориться. Опять же, на мой взгляд, ошибочное мнение. Вы же не здание налоговой штурмовать собираетесь, а отстаиваете свою позицию по закону, это совершенно нормальный процесс.
- В общем, профессия у вас боевая...
- Точно, я даже спорт для себя выбрал такой - айкидо. На лыжах, конечно, тоже могу покататься, и в теннис, и в футбол поиграть... Но айкидо - это совсем другое. Здесь нужна и сила, и плавность одновременно. Нет грубости, хотя приемы очень жесткие и даже жестокие. Надо очень хорошо знать технику и психологию, это мне ближе. За тысячи лет ничего в жизни не изменилось: мужчина должен быть сильным. Я и сына так воспитываю... В жизни я должен защитить себя и родных, а на работе я защищаю клиента.
- А что еще, кроме умения драться, нужно работнику центра "Налоги и финансовое право"?
- Трудолюбие и упорство. Надо постоянно следить за изменениями законодательства, быть в курсе всех новинок, много читать, а потом все это переосмысливать. Такой постоянный внутренний тренинг. Иногда для того, чтобы найти один аргумент, приходится работать полдня. Я помню, когда вел дело по Самараэнерго, думал над ним целый месяц, не знал, как подойти. Ничего, придумал...
- Кто в конечном итоге принимает решение, как выстраивать защиту?
- У нас демократический централизм. Пока решение не принято, его можно обсуждать, ведь у каждого есть своя точка зрения. Но окончательное решение, как правило, принимают трое - я и мои партнеры по бизнесу, с которыми мы вместе с момента образования фирмы: Валерий Берник и Алексей Головкин. Мы работаем уже восемь лет.
- Вы - абсолютно уверенный в себе человек. Неужели никогда не опускались руки?
- Почему, было и не раз. Но тут надо иметь способность отрезать. Если видишь, что не можешь, лучше с этим не связываться.
- А когда было очень тяжело? Я имею в виду бизнес.
- В 1996 - 1998 годах, когда был страшный кризис платежей, суровые времена. Наши клиенты не могли с нами нормально рассчитаться. А в условиях, когда никто просто не платит налогов, мы были мало кому нужны.
- Кому пришла в голову идея собирать картины на налоговую тему?
- Мы профессионалы и очень этим гордимся. Поэтому все читаем, изучаем. Пришли к выводу, что налоговая тематика была очень развита в мировой культуре - масса анекдотов, стихов, частушек, куча исторических событий произошла благодаря налогам. Сначала начали просто собирать налоговые карикатуры, а потом пришла идея: давайте нарисуем налог. Я попросил знакомого художника, обрисовал ему замысел. Как он сам рассказывал, два дня он просто пил, входил в образ, из дому никуда не выходил, но идею все-таки реализовал, причем здорово. Потом пошли и другие "налоговые" увлечения. Скоро издадим книгу, где соберем все, что накоплено человечеством в этой сфере: изречения, афоризмы, стихи... Это будет единственная в своем роде антология налогов.
- Вас всю жизнь окружают налоги - не надоело?
- Это же моя жизнь. О налогах я постоянно думаю. Сын, правда, не хочет налогами заниматься, он хочет сделать самую лучшую российскую легковую машину, луноход и еще кучу всего... А мне по-прежнему интересно работать. Сейчас готовлю докторскую диссертацию, она будет посвящена принуждению в сфере налогов.
- Ваша любимая притча?
- Для меня всегда было важно стать профессионалом. Поэтому в качестве примера расскажу притчу. Одна пчела спросила змею: "Почему, когда я укушу - я умираю, когда ты укусишь - умирает укушенный?". И змея ответила: "Мой укус - профессиональный".
Екатеринбург