Споры и кривотолки об этом человеке в оренбургских политических и деловых кругах идут уже лет шесть-семь. У него, как у всякой незаурядной личности, легион друзей и столько же противников. И те и другие отмечают деловую хватку и невероятный дар предвидения. А обратил на себя пристальное внимание земляков ректор Оренбургского государственного университета Виктор Бондаренко одним-единственным поступком - на фундаменте обычного провинциального института из обломков оренбургских оборонных предприятий силой собственной воли и с помощью коллег он создал передовой российский университет.
"Я не сомневался, что возглавлю институт"
Бондаренко занял кресло ректора, обойдя конкурентов на выборах в 1989 году. Многие в университете уверены: если бы сохранилась старая система министерских назначенцев, он никогда не попал бы на эту должность. Прежде чем прийти в институт, Виктор Бондаренко 23 года проработал на производстве. Он отличался от классической профессуры, со студенческой скамьи не покидавшей институтских пенатов. К ней благоволили министерские чиновники, к производственникам в вузе они относились с легкой степенью превосходства, заслуг не принижали, но достичь вершин иерархической лестницы не давали.
К 1989 году Министерство высшего образования РФ устало разбираться во взаимоотношениях преподавателей Оренбургского политехнического института. Жрецы науки выносили их на профком, оттуда они бумерангом шли наверх. После приезда третьей комиссии из министерства был снят ректор. Охотников возглавить провинциальный институт со своенравным коллективом не нашлось, и коллективу предоставили право выбрать ректора из своих рядов.
- Я не сомневался, что возглавлю институт, - говорит сегодня Бондаренко.
- Откуда такая уверенность?
- Я знал, что надо людям, и подготовил предвыборную программу исходя из этих знаний. Коллектив устал от неустроенности, несколько кафедр ютились в одном помещении. Отсюда и нервозность, и проблемы. Я сказал: если не выполню намеченного, уйду с должности. И коллеги мне поверили.
Бондаренко изложил план развития института: строительство двух жилых домов для преподавателей, учебного корпуса, объединение всех учебных зданий в единую систему с помощью строительства переходов. Его соперник Юрий Верещагин, 19 лет проработавший в должности проректора, сразу остался вне игры.
- С чего вы начали?
- С гашения конфликтов. Вызывал противоборствующие стороны к себе, предлагал им не шептаться по углам, а сесть и разобраться по совести, кому чего не хватает и как разрешить создавшуюся ситуацию.
А еще я собирал команду. Любой руководитель без хорошей команды ничего не сможет сделать. Брал и того, кто на выборах был против меня, если он профессионал.
Многие считают, что одна из основных причин успеха ректора - в его умении добиваться от человека максимальной отдачи. Еще один штрих кадровой политики: он дает возможность проявить себя молодым.
... А предвыборные обещания ректор выполнил и перевыполнил: в 1990 году построен переход между учебными корпусами, в 1992-м и 1996-м - два учебных корпуса; в 1994-м сдан в эксплуатацию 9-этажный дом для преподавателей, в 1998-м - общежитие для аспирантов и первая очередь 10-этажного дома на 120 квартир. Сегодня к ним добавились академжилгородок из 200 коттеджей для профессуры и еще один многоквартирный дом для преподавателей.
Храмовые камни
Вскоре Бондаренко стало ясно: статус вуза сдерживает его развитие. В 1993 году ученый совет поддержал решение о переходе к университетскому техническому образованию. Через семь месяцев вышел приказ Государственного комитета РФ по высшему образованию о преобразовании политехнического института в государственный технический университет. 25 января 1996 года технический университет переименован в Оренбургский государственный университет.
Университет рос и развивался, но методики обучения оставались старые. Теория и практика не пересекались. Выпускники вуза, приходя на предприятия, вынуждены были практически заново переучиваться. Государство денег на развитие не давало, доходов от хоздоговоров и научных разработок хватало лишь на латание университетских дыр. Куда ни кинь, всюду клин.
И тогда Бондаренко сформировал новую концепцию вуза. Надо использовать научный потенциал: университет не может существовать без своей производственной базы, причем не "работающего макета", а серьезного производства. Специальности и выпускники вуза должны быть востребованы рынком. Не ждать помощи от государства. Надеяться только на себя.
Для воплощения концепции ректор стал искать "строительный материал".
- Я обратился к нашим землякам, Виктору Черномырдину, тогда председателю правительства РФ, и Наине Ельциной. Пытался убедить их в необходимости дальнейшего развития университета. Ну как это так, наш край - один из богатейших, а по уровню образования находится на предпоследнем месте: 171 студент на 10 тысяч населения.
В итоге в 1997 году подписано постановление "О мерах по развитию Оренбургского государственного университета". Согласно ему ежегодно из федерального бюджета планировалось выделять 30 млн рублей, а оборонное предприятие ПО "Стрела" передало университету Дом культуры, Дворец спорта, стадион вкупе с конно-спортивной школой и ряд производственных корпусов.
- Университет по определению - центр науки, образования и культуры, поэтому должен иметь все эти составляющие. При этом деньги на содержание переданный блок должен зарабатывать сам. Мы сменили менеджмент, дали денег на развитие и уже через год вышли на безубыточность. Иначе ничего бы не получилось: за три года из федерального бюджета вместо 90 млн рублей пришло меньше девяти.
Другим краеугольным камнем в храме науки Бондаренко стал ОАО "Аппаратный завод". После приватизации оборонное предприятие развалилось, встал вопрос о введении конкурсного управляющего.
- Мне было известно, - рассказывает Виктор Анатольевич, - что на эту должность активно продвигают "подсадную утку", которая должна поделить предприятие на несколько частей и продать коммерсантам под склады. Пришлось убедить губернатора вмешаться в процесс банкротства. Я в тот момент заканчивал курсы конкурсных управляющих.
- Что, заранее предвидели ситуацию?
- Ну не с этим, так с другим предприятием. Арбитражный суд назначил конкурсным управляющим именно меня. Я год проработал и продал предприятие Оренбургской области за 2 млн рублей, чтобы покрыть долги по зарплате работникам. А потом область передала аппаратный завод университету на 49 лет.
Подарок неплохой: территория 25,5 гектара, 70 тыс. кв. метров крытых помещений, лаборатории, уникальное технологическое оборудование.
В 1998 году Международный Кембриджский биографический центр признал Виктора Бондаренко "Человеком года".
"В одном котле плавятся наука и производство"
Бондаренко утверждает, что идеи он черпает из периодики, газет, журналов. Но больше всего ему дают поездки, чужой опыт, который он берет на вооружение. В университете синтезируется все лучшее:
- Сейчас пытаюсь отработать для министерства новую модель вуза, учебно-научно-производственный комплекс, хочу совместить образование с практикой. Студент обучается в процессе производства. Кому сейчас нужен выпускник, который ни разу не был на заводе, не знает производства? А тут настоящая работа, он придет на предприятие, не только зная теорию, но и великолепно владея практикой. Аппаратный завод стал платформой для опробования новой модели. Наши научные разработки очень быстро становятся металлом, а это солидное подспорье для науки. Ведь раньше сколько лет проходило, пока наши изобретения воплощались в жизнь.
Сегодня в университет входят семь институтов, шесть филиалов, 20 факультетов, 76 кафедр, колледжи, школы, семь научно-производственных подразделений. В вузе работают более 1,5 тысячи преподавателей ("со своими математиками туговато - договорились с Саратовским университетом: оттуда приезжают молодые специалисты"), обучается около 38 тысяч студентов и учащихся. Строится межвузовская библиотека - семиэтажный гигант, где будет 1,6 млн томов, аудио- и видеоаппаратура, компьютеры и доступ в Интернет. Бурный рост университета и новые формы обучения, где в одном котле плавятся наука и производство, заставляют ректора строить и новую модель управления.
- Хотим дать больше самостоятельности структурным подразделениям, - делится планами Виктор Анатольевич. - Необходимо как-то всколыхнуть людей, чтобы они почувствовали материальную заинтересованность. Декан, если он заинтересован, будет крутиться, своих сотрудников привлекать, будет иметь свои деньги. Ведь не скоро зарплата у преподавательского состава будет достойной, а так есть возможность ее повысить.
"Главное для человека - совесть"
Университет поднялся, а Бондаренко решил применить знания и опыт на более высоком уровне. И проиграл в губернаторской и мэрской предвыборной гонке. Впрочем, окружающих это не особо удивило: лобовая правильность, резкие суждения и неумение говорить то, что хотят слышать, делают его отвратительным политиком.
В кабинете у ректора висит икона. В прошлом году во дворе университета построили часовню Святой Мученицы Татианы. Ректор - инженер храма не только науки, но и души.
- Тезис коммунистов о том, что экономика базис, а остальное надстройка - большая ошибка. Тысячелетия существования религии доказало, что главное для человека - совесть, а значит, она - главное и для всего человечества. Если бы был совестливый президент, совестливое правительство и так далее, по вертикали, дела бы шли совершенно иначе.
Впрочем, сказать, что политическая карьера ректора ОГУ совсем не удалась, нельзя. Он с легкостью сел в кресло депутата Законодательного собрания области. Заняв его, начал лоббировать интересы университета и науки. В итоге отчисления на эту самую науку увеличиваются, инновационные законы принимаются.
- Срок депутатства заканчивается через год. В политику еще пойдете?
- Нет. Только если в Законодательное собрание. Но не деньги для университета выбивать. Уже давно назрела необходимость принять нужные области законы: об инновациях, инвестициях, государственный реестр собственности и т.д. А областные власти протаскивают свои нормативные акты сиюминутной надобности.
...Уже прощаясь со мной, Виктор Анатольевич сказал:
- Знаете, а мы еще один завод прикупили, бывший крупного панельного домостроения. И уже в этом году его отремонтируем, запустим, и раствор на наши стройки будем возить оттуда. А затем будем выпускать бетонно-технические изделия. Правда, сразу уйдем от той котельной, которая там заброшена: прогрев паром - это прошлый век. Наши уже разработали проект прогрева инфракрасным излучением, а это 40% экономии...
Строительство храма продолжается.