Бег с препятствиями

"Мы побеждаем иностранцев потому, что нам приходится преодолевать дополнительные трудности. Это закаляет", - считает четырехкратная чемпионка мира по легкой атлетике, бронзовый призер Олимпиады в Сиднее екатеринбурженка Ольга Котлярова

На чемпионате мира в Лиссабоне сборная России по легкой атлетике с 15 медалями завоевала в командном зачете второе место, уступив извечным фаворитам - американцам. Однако внутри страны "королева спорта" отнюдь не в королевском положении. Легкоатлеты, даже ведущие, не избалованы вниманием, о них вспоминают разве что после крупных побед на Олимпиадах. В России практически не проводятся крупные соревнования. Крайне редко транслируются в нашей стране и рейтинговые международные легкоатлетические турниры. Поэтому неудивительно, что и вложения в этот вид спорта крайне незначительны. Между тем россияне раз за разом побеждают на соревнованиях самого высокого уровня.

- Ольга, известно, что легкая атлетика - не самый денежный вид спорта, по крайней мере в России. У наших бегунов, прыгунов, метателей нет таких гонораров, как у боксеров или футболистов, им не предлагают рекламные контракты. Как живут спортсмены?

- Кто выступает за сборную России, получает стипендию от Олимпийского комитета - 4500 рублей. Мне еще помогает родной клуб "Луч", но все равно практически все средства уходят на питание. Быть в нужный момент в форме, а для этого нужны фрукты, овощи, соки, - удовольствие не из дешевых.

Но членам команды России все равно готовиться к соревнованиям легче, чем нашим коллегам в клубах. Мы регулярно ездим на сборы, которые оплачивает Федерация легкой атлетики, участвуем в коммерческих турнирах за рубежом. Для нас это - возможность не только заработать, но и потренироваться в нормальных условиях.

- Как? А что, главная команда России их предоставить не может?

- К сожалению, с этим сложно. Все три тренировочные базы сборной, в Кисловодске, Адлере и Подольске, были построены еще в 70-х годах и сегодня находятся в полуразрушенном состоянии. Там нет, например, тренажерных залов, а покрытие беговых дорожек таково, что без травм тренироваться невозможно.

А недавно добавилась еще одна проблема: у сборной нет контракта с фирмой, которая занимается экипировкой. Факт вопиющий не только для легкой атлетики - для любого вида спорта. Компания Reebok, единственный спонсор нашей команды на протяжении двух олимпийских циклов, разорвала контракт. В чем будем стартовать на ближайших официальных турнирах - неизвестно. Появились проблемы и с выездом на сборы за рубеж: деньги на эти цели тоже выделял Reebok. В результате российские тренеры вынуждены не только отменить ряд поездок, но и сократить списки сборной страны.

- Звучит парадоксально. Особенно на фоне того, что в последние годы наша легкая атлетика прогрессирует: достаточно вспомнить чемпионат мира, сиднейскую Олимпиаду. За счет чего тогда мы побеждаем?

- Может быть, в моих словах прозвучит ирония, но, видимо, как раз за счет того, что при подготовке нам приходится преодолевать дополнительные трудности. Это закаляет.

А причина, наверное, еще и в том, что легкая атлетика в России продолжает оставаться одним из самых массовых видов спорта. Если брать в процентном отношении, у нас ею занимается больше людей, чем в Европе и Америке. Наши условия подготовки, материально-техническая база на порядок уступают тем, что предоставляются легкоатлетам западных стран, поэтому количество не всегда перерастает в качество. В России, как повелось еще с советских времен, продолжают уповать только на массовость: погаснет одна "звезда" - ничего, появится другая, третья. Спортсменов у нас по-прежнему не научились беречь и, по большому счету, не боятся потерять.

- Вы хотите сказать, что ноги многократной чемпионки планеты даже не застрахованы на случай травм?

- Не только мои. Никто из "сборников" ни от чего не застрахован.

- Выходит, отечественная легкая атлетика нуждается не только в стабильных финансовых вложениях, но и в грамотном менеджменте. Кстати, кто, по-вашему, должен финансировать спорт - государство, спонсоры или лучше попытаться найти путь к самоокупаемости?

- Наверное, в нашей ситуации не столь важно, откуда поступят средства. Важнее - как их привлечь. Команде нужен грамотный менеджер, который сможет решить эту проблему. Ситуация в российском спорте сопоставима с положением дел в экономике страны. И чиновникам в правительстве, и спортивным функционерам важно уяснить для себя, что невозможно добиться прорыва на всех направлениях сразу. Есть ведь зарубежный опыт, когда за счет грамотной рекламной раскрутки менеджерам команд удавалось добиться успеха в отдельных легкоатлетических дисциплинах.

Взять польскую мужскую сборную. Она не знает себе равных в мире в эстафете 4х400 метров - и это в первую очередь заслуга менеджеров. В 1997 году в Польше была принята специальная программа - "Dream Team 4х400". Легкоатлеты участвовали в специальных рекламных проектах, привлекая спонсоров. За четыре года благодаря этой программе полякам удалось подготовить 11 первоклассных бегунов. Мы тренировались вместе с ними на апрельском турнире в ЮАР, видели, какая прекрасная у них материально-техническая база: снимают кардиограмму и берут анализ крови прямо на беговой дорожке, тут же выдается результат, проводятся расчеты. Кстати, менеджер польской сборной тогда удивлялся: у вас, мол, прекрасная женская команда в эстафете 4х400, вы побеждаете на шести чемпионатах мира подряд. Почему вас не раскручивают? К тому же женщин-спортсменок можно "подать" гораздо эффектнее...

- Это точно. Та же Курникова на рекламе заработала больше, чем на теннисе: "прыгать должны только мячики"... Гимнастка Хоркина позировала в Рlayboy также не бесплатно. Вы могли бы стать примой на самом престижном подиуме...

- Над достойным, без вульгарностей, предложением я подумала бы.

- Ольга, вы выступаете еще и за екатеринбургский "Луч". По сути, это всего лишь спортивный клуб Уральского оптико-механического завода (УОМЗ). Но легкоатлеты "Луча" не только выступают на равных с представителями различных спортивных обществ, но и добиваются значительных успехов как в России, так и за рубежом. Это феномен или у заводского спорта есть будущее?

- Спортсмены "Луча" действительно достойно представляют свой клуб в сборной страны. На последнем летнем чемпионате мира в Севилье две из шести золотых медалей, завоеванных командой России, "уехали" в Екатеринбург. Три медали, в том числе золотую, мы привезли в марте с мирового первенства в Лиссабоне.

Что до перспектив так называемых "заводских клубов", здесь, наверное, многое зависит от финансовых возможностей предприятий, которые их содержат. И, конечно, от отношения руководства к спорту. УОМЗ, как и многие российские предприятия оборонки, еще несколько лет назад переживал нелегкие времена. Тем не менее директор завода Эдуард Яламов нашел возможность сохранить классных спортсменов и всю клубную инфраструктуру. Ни один квадратный метр площадей "Луча" не был сдан в аренду или продан.

Еще один важный момент - во главе спортивного клуба должен стоять грамотный менеджер. К таковым я отношу директора "Луча" Рафаила Карманова. Он сумел найти дополнительные источники финансирования клуба, привлечь спонсоров. Это позволяет не только должным образом готовить своих спортсменов к соревнованиям, но и самим организовывать и проводить на высоком уровне турниры с солидными призами, куда не стыдно пригласить лучших легкоатлетов страны.

- А где легче выжить легкоатлетам: в регионах или в столице?

- Думаю, в регионах. Все-таки здесь меньше спортивных "звезд", поэтому отношение к ним более-менее бережное. В конце концов посмотрите: кто брал медали на чемпионате мира? Представители Екатеринбурга, Кемерово, Волгограда. Что касается Москвы или Санкт-Петербурга, то здесь много не только спортсменов, но и видов, по которым идет специализация. А когда скудные финансы делятся на всех, спортсмены в итоге получают по минимуму. Но бывают исключения. В столице существует клуб "Москва", который спонсируется мэрией: фактически здесь тренируется сборная Москвы. Думаю, такой вариант подошел бы для городов, где есть хорошие легкоатлетические школы.

- Например, для Екатеринбурга. А может, по аналогии с той же польской сборной, стоит вкладываться в приоритетные виды? К примеру, преуспевают на Среднем Урале легкоатлеты "Луча" - значит, нужно помогать им, а, к примеру, не футболистам и хоккеистам, которые год из года огорчают болельщиков?

- Наверное, нельзя из отдельных видов спорта делать пасынков, тем более когда речь идет о "народной игре" - футболе. Нужны взвешенные решения. К примеру, строится в Екатеринбурге Дворец игровых видов спорта - замечательно. Мы рады за волейболистов, баскетболистов, хоккеистов. Но ведь беговой дорожки в новом спортивном сооружении не будет! И ни одной открытой легкоатлетической площадки, отвечающей международным требованиям, в городе тоже нет. Центральный стадион в ужасном состоянии: там не то что выступать - тренироваться страшно.

- Многие ваши коллеги "по цеху" живут и тренируются за рубежом, а некоторые уже поменяли гражданство...

- Если поступит достойное предложение из солидного зарубежного клуба потренироваться в приличных условиях, соответствующих мировым стандартам, согласилась бы. Но только на время.

- Говоря о проблемах легкой атлетики, вы рассуждаете как неплохой экономист.

- Я заканчиваю Уральский государственный экономический университет. Так что цифрами мне еще предстоит профессионально позаниматься.

- А не хотелось ли в будущем применить менеджерские познания на благо легкой атлетики, поработать в родном "Луче" или в сборной России?

- Если честно, я так далеко не загадывала. Мне всего 25 лет. Тем более у меня перед глазами пример подруги по сборной Ирины Приваловой, ставшей олимпийской чемпионкой в 32 года.