Противофаза

Власти Башкортостана укрепляют позиции в Башкирэнерго в преддверии реструктуризации РАО ЕЭС

По итогам годового собрания акционеров u, состоявшегося недавно в Уфе, РАО "ЕЭС России" потеряло в совете директоров ОАО "Башкирэнерго" одно место: из 13 членов cовета директоров компании лишь пятеро будут в течение ближайшего года представлять интересы РАО. Большинство мест досталось структурам, представляющим интересы башкирского правительства, что, на его взгляд, должно заставить руководство РАО внимательней прислушаться к мнению башкирской стороны по острым вопросам, касающимся развития региональных энергосистем.

ОАО "Башкирэнерго" - ведущая региональная энергосистема России, занимающая по производству тепловой энергии второе место, электроэнергии - шестое. Входит в число трех российских региональных энергосистем (наряду с Татэнерго и Иркутскэнерго), где РАО не принадлежит контрольный пакет. В Башкирэнерго оно владеет 21,3% акций. У башкирского правительства 32,1% акций, что позволяет ему оппонировать, порой жестко, руководству РАО.

Мнения не совпадают в основном по двум проблемам. Первая - проект реструктуризации РАО: еще год назад, в самом начале обсуждения этого вопроса, в Башкортостане "чубайсовский" проект не поддержали, заявив, что расчленение и коммерциализация РАО грозит экономике России новым сеансом "шоковой терапии". Вторая проблема - так называемая абонентская плата, взимаемая с региональных энергосистем за услуги РАО в сети ФОРЭМ: на взгляд первого заместителя генерального директора ОАО "Башкирэнерго" Азата Салихова, "вызывающе примитивная" методика ее определения по принципу "средней температуры по больнице" не выдерживает критики. Расчет осуществляется в зависимости не от конкретного объема услуг, оказываемых РАО и региональными энергосистемами друг другу, а от количества энергии, выработанной региональными системами. В Уфе считают, что абонентская плата - не что иное как командно-административные поборы: РАО в одностороннем порядке диктует региональным системам условия, не утруждая себя ни обоснованием тарифов, ни отчетом о расходовании средств. Возможности проверить качество и объем реально оказанных РАО услуг у регионалов нет. При этом, по мнению Салихова, многие регионы вообще могут обходиться без услуг РАО, ограничившись сотрудничеством с оперативно-диспетчерскими службами, что обойдется им в сотни раз дешевле, чем абонплата. А речь идет об огромных суммах: по методике, принятой федеральной энергетической комиссией, Башкирэнерго должно ежегодно отчислять в РАО около миллиарда рублей - пятую часть себестоимости энергии за год, причем эта плата должна включаться в тариф для потребителей, что по сути усиливает инфляцию в регионе.

Руководство Башкирэнерго принципиально не стало подписывать в 1999 - 2000 году договоры с РАО, регулирующие абонплату. И доказать обязанность энергетиков платить РАО не смог: по крайней мере первая попытка взыскать деньги через арбитражный суд закончилась ничем. В марте совет директоров РАО попытался привлечь к решению этой проблемы "административный ресурс": по сообщениям некоторых информагентств, председателю совета директоров Александру Волошину дано поручение надавить на региональные власти, чтобы ускорить заключение договоров. Однако, по имеющейся информации, договоры на оплату услуг РАО пока так и не подписаны. И не будут подписаны, очевидно, до тех пор, пока РАО не представит детального обоснования по требуемым платежам. В РАО считают, что задолженность Башкирэнерго с 1996 по 2000 год по абонплате составляет как минимум 1,3 млрд рублей без учета процентов, а в Уфе признают остаток долга в объеме лишь нескольких десятков миллионов.

Достичь согласия пока не удалось. Накануне собрания акционеров Башкирэнерго правительство, владея самым большим пакетом акций, попыталось аккумулировать пакеты более мелких акционеров, компаний "Башнефть" и "Башнефтехим", купивших недавно 6,5% и 2% акций Башкирэнерго соответственно. И хотя РАО тоже не дремало и привлекло, по слухам, на свою сторону НИКойл, владеющий 4,5% акций, подготовка дала результат: башкирская сторона сумела сконцентрировать на собрании контроль над 40,5% акций и уменьшить присутствие РАО в компании.

На первом заседании совета директоров Башкирэнерго в новом составе его председателем избран Нур Сайфуллин, президент национальной государственной Башкирской топливной компании, объединяющей все крупные предприятия топливно-энергетического комплекса республики. Башкирские власти стремятся подчинить себе Башкирэнерго именно сейчас, накануне реструктуризации РАО: по мнению специалистов, с ее началом может встать, в частности, вопрос о передаче РАО магистральных 500-киловаттных линий электропередачи, находящихся в ведении Башкирэнерго, и в поисках компромисса по "зависшим" вопросам лишний аргумент не помешает.

Уфа