Холостой выстрел

Русский бизнес
Москва, 23.07.2001
«Эксперт Урал» №14 (27)
Если российские выставки будут проходить не по канонам жанра, их ждет скорое забвение

Два предыдущих года в начале июля на полигоне под Нижним Тагилом собирались ведущие российские произво-дители вооружений и военной техники. Нынешняя экспозиция имела подчеркнуто мирное название Russian Defence Expo-2001 и была нацелена на показ достижений в области обороны и защиты.

Судя по всему, экспонаты на полноценную выставку набирались с трудом. Пригласили Министерство по чрезвычайным ситуациям, которое привезло в Нижний Тагил находящуюся на вооружении Центрального аэромобильного отряда технику и оборудование для проведения спасательных и аварийно-восстановительных работ. Подтянули предприятия с продукцией, к обороне и защите имеющей, прямо скажем, отдаленное отношение: фабрику "Юничел" с детской и женской обувью, Сысертский фарфоровый завод, пивной завод "Патра", ликерно-водочную "Алкону"...

Всего на выставке присутствовало, по словам губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя, более 200 предприятий (по данным оргкомитета - 130, судя по розданным журналистам спискам - 105). Фактически экспозиция распалась на несколько частей, и трудно было понять, кому в конечном итоге она адресовалась. Логично предположить, что главным заказчиком аварийно-спасательных машин и инструмента, робототехники для работы в условиях радиационной и химической зараженности должно являться МЧС. Однако начальник управления ГО и ЧС по Свердловской области Василий Лахтюк не скрывал, что все отпущенные на этот год средства будут потрачены на создание центра мониторинга и прогнозирования ЧС (поскольку областные власти озаботились созданием автоматизированных информационно-управляющих систем для принятия оперативных решений в чрезвычайных ситуациях). Такой же центр создается в Челябинске. Начальник выставочного и сертификационного центра МЧС России Абай Маурин заявил "Э-У", что некоторые экспонаты и технологии ему понравились (например, установка для тушения пожаров на нефтяных скважинах, технология сбора нефти и т.д.), но МЧС будет лишь проводить их сертификацию. А покупателями, по его мнению, могут стать местные аварийно-спасательные службы.

Последние между тем вполне осведомлены о существовании современного спасательного оборудования, поскольку конкуренция между изготовителями довольно жесткая. И потребность в нем немалая. Вот только далеко не все бюджеты могут выложить за комплект инструмента 260 тыс. рублей. А если средства найдутся, эмиссары аварийных служб, вероятно, будут искать оборудование на специализированных выставках, коих немало ("Средства спасения", "Безопасность и охрана" и т.п. в Санкт-Петербурге, Москве, Новосибирске) и где собираются практически все изготовители.

Не увидели клиента на нижнетагильской выставке и производители медицинской аппаратуры. По словам генерального директора гильдии производителей медтехники и медизделий, члена-корреспондента РАЭН Лили Сибельдиной, входящие в некоммерческое партнерство предприятия скорее всего будут бойкотировать многочисленные российские выставки и переключатся в основном на зарубежные. Участвовать есть смысл, по ее мнению, только в специализированных региональных экспозициях, куда идет клиент и съезжаются производители, рассчитывающие продвинуть свою продукцию в регионе. Вряд ли врачи со всего Урала поедут на закрытый полигон под Нижний Тагил, где выставились от силы 10 предприятий: в гильдию входит 130... А вот на выставку под тематическим названием "Госпиталь" в Санкт-Петербурге клиент, по утверждению г-жи Сибельдиной, идет. На Урале надо делать такую же специализированную экспозицию, поскольку российская медицина плохо знает, что произведено отечественными машиностроителями за последние пять лет.

В целом нижнетагильская выставка выявила старую российскую проблему: имея вполне приличные образцы продукции (например, представленные фирмой "Урал-Аспект" аппараты по обнаружению практически всех видов излучений известны в Европе и их закупает МАГАТЭ), многие отечественные выставки делают холостой выстрел отчасти в силу несоблюдения законов жанра, отчасти - по причине игнорирования интересов экспонентов. По мнению экспертов, любая выставка должна представлять собой либо яркое шоу, либо банальную ярмарку-распродажу. В Нижнем Тагиле получилось нечто среднее, чем во многом и объясняется отсутствие интереса к выставке со стороны промышленных предприятий.

Похоже, организаторы осознавали проходной характер мероприятия и использовали привлеченные силы и средства для подготовки к Ural Expo Arms-2002. Безусловно, на будущий год построенная инженерная трасса пригодится. Между тем за решением локальных задач мы теряем главное - репутацию нижнетагильской выставки. Выставочный бизнес, в том числе и проблема окупаемости (чего стоят попытки продавать билеты посетителям и введение платы за стоянку автомобилей), начинает затмевать цель выставки. Уральский регион может дорого заплатить за это: отвадить солидных продавцов (тех же изготовителей медтехники) не так и трудно.

Нижний Тагил

Новости партнеров

Реклама