Хлебом не корми

Власти Оренбуржья, административными методами контролируя рынок зерна, тормозят его развитие

На зерновом рынке Оренбуржья третий год идет передел собственности и сфер влияния. Нынешним летом наиболее жесткая борьба развернулась за право управлять элеваторами и хлебоприемными предприятиями (ХПП). Взращенные прежней администрацией инвесторы сошлись в схватке с нынешней властью.

Перелом

Элеваторы и ХПП Оренбуржья строились как звенья единой системы госзаготовок и транспортировки зерна по территории СССР. 19 ХПП и 21 элеватор рассчитаны на прием и переработку 5 млн тонн зерна. Но времена изменились, прежняя система рухнула, сельское хозяйство завязло в долгах.

Перелом наступил в конце 1998 - начале 1999 года, когда стоимость зерна резко подскочила с 400 до 2500 руб. за тонну, достигнув среднемирового уровня. Причин тому было две: августовский кризис и низкая урожайность - в Оренбуржье собрали пшеницы в 8 раз меньше, чем в 1997 году. Рост доллара выбил импорт с прилавков магазинов и породил спрос на отечественную пищевую продукцию, что спровоцировало оживление производства на сельхозперерабатывающих предприятиях. В 1999 году февраль стал рекордным месяцем по росту цен в области, за тонну мягкой пшеницы 3-го класса давали 3800 рублей. При этом себестоимость производства зерна осталась на докризисном уровне, в среднем 250 руб. за тонну, так как основные затраты (на ГСМ, запчасти, технику) были сделаны весной - в начале лета 1998-го. Эти факторы плюс зачетные схемы принесли гигантскую прибыль фирмам, работающим на зерновом рынке. Сельчане предпочитали получать денег вдвое меньше, но по схемам оплаты, позволявшим не показывать реальные доходы и не расплачиваться с накопившимися за прошлые годы долгами. Все это приносило перекупщикам до 1000% прибыли. Сегодня себестоимость производства пшеницы выросла до 1,5 тысячи рублей за тонну, крестьяне научились торговать и предпочитают живые деньги, все это снизило прибыль до 150 - 200%. Обозначилась ключевая роль ХПП и элеваторов в зерновом бизнесе.

Они вас породили, я вас убью

К 1995 -1996 гг. государство в Оренбургской области владело контрольным пакетом только на трех элеваторах и на двух - блокирующим. Прочие акции были в руках мелких владельцев. Прежняя администрация области приветствовала приход крупных инвесторов и не препятствовала активной скупке элеваторов и ХПП. Производители муки, хлебобулочных, кондитерских, макаронных изделий из регионов, которые не могут полностью закрыть промышленные потребности в зерне (Москвы, Петербурга, Самары, Челябинска, Екатеринбурга), начали консолидировать мелкие пакеты акций, готовиться к переделу собственности. Это совпало с приходом в конце 1999 года новой администрации области, резко изменившей правила игры.

Губернатор - бывший секретарь обкома партии, бывший депутат и председатель аграрного комитета Госдумы Алексей Чернышев (в ходе предвыборной кампании его поддерживали коммунисты и аграрии) - сразу обозначил свою позицию: "Надо поднимать село". Началось активное участие власти во всех процессах, происходящих в агрокомплексе. "Вы должны выяснять, кто ведет скупку, - наставлял муниципальные власти Александр Зелепухин, первый заместитель Чернышева, - запретить ее мы не можем, но будем вмешиваться".

Кроме введения тотального контроля, администраторы начали сами играть на зерновом рынке. Большинство инвесторов, попытавшихся забрать рычаги управления ХПП и элеваторами, столкнулись с жестким прессингом, сегодня даже контрольный пакет предприятия не гарантирует новому собственнику защиту его интересов. Показательный пример - борьба за Черноотрожский ХПП. Приобретя контрольный пакет акций, группа инвесторов провела собрание акционеров, на котором избрали нового генерального директора, но старый отказался покидать свое кресло. Правда, через суд решения не оспаривал. Пока инвесторы доказывали свою правоту, прежнее руководство уводило основные фонды в другие структуры и манипулировало акциями новых владельцев, благо реестр вел лаборант предприятия. По словам Игоря Волкова, одного из владельцев крупного пакета акций, чтобы прекратить беспредел, крупнейшие акционеры попытались сменить директора. Конфликт назвали "захватом". Списание акций прекратилось, но уже отчужденные 10% потерялись из виду. Через некоторое время они всплыли в фирме при администрации Саракташского района. Вернуть их не представляется возможным. Поясним почему.

Любимая идея губернатора Алексея Чернышева, что область должна владеть 25% + 1 акцией всех предприятий, распространяется и на сельские. Областная контролирует районные власти - поправка, внесенная в областной закон, позволяет губернатору рекомендовать своего кандидата на пост главы района. Практически во всех случаях это срабатывает. Второй рычаг воздействия -дотации: 90% районов получают дополнительные деньги из облбюджета. Поэтому районные лидеры действуют строго в интересах областной администрации. По сути воссоздана старая партийная система управления областью.

Кредит под политический рейтинг

В приватных разговорах главы районных администраций утверждают, что сегодня областные власти контролируют 70% зернового рынка и основным рычагом контроля является административный, который обеспечивается своими людьми во всех уровнях власти. Левых взглядов официально придерживаются около 60 - 70% глав муниципальных образований.

Второй мощнейший рычаг - закупки в региональный продовольственный фонд и фирмы при администрации области, которые используют кредитно-бартерную систему. А 3 - 4 млрд рублей, выделенные сельскому хозяйству за два года губернаторства Алексея Чернышева и шедшие через эти фирмы - ГП "Оренбургоблконтракт", ГП "Оренбургпродконтракт", ОАО "Сельский дом", ОАО "Агролизинг", позволяют закручивать головокружительные финансовые схемы. Небольшой пример: в прошлом году пшеницу 3-го класса в региональный фонд закупали по 2800 руб. за тонну. На сезонные сельхозработы администрация выделила ГСМ по установленным ценам. После сбора урожая крестьяне отдали долги зерном. При этом в результате бартера потеряли около 15 - 20%.

Чего боятся администраторы? "У бизнеса есть большие деньги, - поясняет заместитель директора департамента агропромышленного комплекса Анатолий Попов, - у наших элеваторов равных финансовых возможностей для маневров на рынке нет. В итоге в руках вторгающихся в Оренбуржье иногородних фирм могут оказаться основные наши запасы, и они будут диктовать нам цены на зерно".

Как оценивают такую позицию властей независимые участники рынка? Председатель ЗАО "Золотая Нива" Яков Пеннер говорит, что директоров-аграрников сможет контролировать любой, кто предложит хороший кредит живыми деньгами под сезонные работы. А у администрации всегда бартер, это заведомый проигрыш. Нельзя получить прибыль от бюджетных капвложений при использующихся схемах. Нарастают убытки, общая сумма невозвращенных областных кредитов составила за 2000 год около 200 млн рублей. Но в этом году должники вновь получили кредит. "Администрация строит старую, изжившую себя систему, - считает Яков Пеннер, - рано или поздно ресурс будет исчерпан".

Подобная расточительность властей позволяет предположить, что они, допустим, готовят финансово-политическую платформу для выборов. Но в этом случае PR-кампания губернатора весьма дорого обходится налогоплательщикам. Председатель областного комитета по управлению госимуществом Михаил Кононов не раз говорил, что область ищет возможность консолидации мелких пакетов акций. На данный момент создано около 14 межхозяйственных интеграционных объединений на базе муниципальных образований. Регистрируются предприятия, им передаются пакеты акций сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, в результате контроль над ними переходит в руки районных властей.

И отдать жалко, и тащить тяжело

Получается, что переработчики должны выплывать как могут, но под контролем области. Два элеватора, в Светлинском районе и поселке Озерном, в результате такой политики "затонули". Это послужило своеобразным уроком областным чиновникам: если элеватор дышит на ладан или близок к этому, инообластным покупателям на определенных условиях милостиво позволяют взять его в собственность. Так случилось с Переволоцким элеватором, который купила московская фирма "Мельница". Она выложила на восстановление около 3 млн долларов.

Областные власти понимают, что полностью процесс передела собственности на элеваторах и ХПП им не предотвратить. И поэтому слегка изменили тактику. Губернатор начал говорить, что приветствует появление новых собственников на предприятиях переработки, но при этом выдвигает условия: в нагрузку к элеваторам или ХПП инвестор должен взять пяток развалившихся хозяйств, в этом случае он получит добро региональной власти. Подобная схема требует гигантских долгосрочных денежных вливаний, и новый собственник вынужден будет пользоваться льготными кредитами областной администрации, чтобы минимизировать свои затраты. Тем самым власти в той или иной мере получают контроль и над новыми собственниками.

"Рано или поздно, но власти откажутся от стремления к тотальному контролю над зерновым рынком, - считает Виктор Семенов, представитель московской фирмы "Ампис", - для этого у них нет достаточных средств. Власти пытаются не допустить передела, на деле лишь откладывая его".