"Я категорически против ровных отношений с властью"

Денис Болихов
27 августа 2001, 00:00
  Урал

Глава СУАЛ-холдинга Виктор Вексельберг предпочитает, чтобы ему говорили правду: это единственный путь к тому, чтобы отношения были эффективными

Всередине августа прошла вторая официальная встреча сторон, подписавших в феврале этого года так называемое соглашение о социальном партнерстве СУАЛ-холдинга и администраций десятка уральских и сибирских городов, где расположены предприятия, принадлежащие холдингу.

Глава СУАЛа Виктор Вексельберг предлагал тогда существенную финансовую помощь местным бюджетам, рассчитывая в ответ на "действенные меры по сохранению алюминиевой отрасли" со стороны муниципалитетов. Многие оценили этот ход как PR-проект алюминиевого магната и попытку окончательно "приватизировать" и без того подконтрольную холдингу власть в "алюминиевых" городах. Одно было очевидно: президент СУАЛа решил сказать новое слово в отношениях с властью. Вполне в русле тогдашних призывов Путина к "социальной ответственности" олигархов.

По прошествии полугода мы попросили г-на Вексельберга рассказать об опыте строительства новых отношений с властями.

- Виктор Феликсович, кому принадлежала идея "социального партнерства" и какие цели вы ставили?

- Прообраз подобного соглашения родился пять лет назад, когда СУАЛ только формировался. В тот период в бизнесе нередко происходили слияния, из двух юридических лиц оставалось одно. В этой ситуации неизменно возникал вопрос, на какой территории платить налоги. Так параллельно с финансовым появлялся и социальный аспект. Мы старались различными способами гасить возникающий дисбаланс, заключали трехсторонние соглашения, в которых участвовали СУАЛ, предприятие и муниципалитет.

- Можно ли уже говорить о результатах? Может, мэрам пора отчитаться за объем проделанной на деньги СУАЛа работы?

- Я бы сразу хотел избежать слова "отчитаться", потому что в самом понятии "партнерство" заложено то, что мы равны и нет никакой отчетности или соподчиненности. Соглашение объединило разнородные как по географическому, так и по юридическому статусу субъекты.

Наша встреча в феврале носила характер учредительной. Мы собрались и сказали: да, нам это интересно, мы хотим установить более эффективные и тесные формы взаимоотношений. Потом вырабатывались некоторые концептуальные положения. Нынешняя встреча посвящена организационным вопросам: утвержден координационный совет, избраны два сопредседателя - Виктор Якимов, глава администрации Каменска-Уральского, и ваш покорный слуга. Планируется создавать по определенным тематикам и направлениям рабочие группы. Результат их работы будет рассматриваться на совете, и уже первые лица будут принимать или не принимать те или иные предложения.

- Когда дойдет до конкретики: на эти цели - столько, на те - столько?

- Предприятие и муниципальное образование связывает система законов, которые мы, безусловно, будем выполнять. Но сегодня этого явно недостаточно. СУАЛ готов выделить дополнительные ресурсы, создать специальный фонд для решения насущных социальных проблем на территориях. Отдельное предприятие не может справиться с крупными проблемами в его регионе, а за счет концентрации ресурсов у него это получится. В этом главное преимущество такого подхода.

Мы пытались детально это обсуждать и рады, что практически все руководители территорий высказали полное понимание ситуации. Путем открытого обсуждения с представителями муниципальных образований создадим перечень проектов. Выделение финансов будет зависеть от тех проблем, которые будем решать. Конкретные цифры не обсуждались, мы говорили о направлениях. Но параметры обозначу - это сотни миллионов рублей. Мы - единый организм, и должны лечить то, что болит больше всего.

- Что именно?

- Наиболее актуальны вопросы формирования бюджетов на 2002 год. По отношению к нашим алюминиевым предприятиям уже видны существенные перекосы: плановые показатели, которые область спускает на уровень городов, не соответствуют производственным реалиям. Уровень отчислений от прибыли, который должны будут перечислять предприятия в городские бюджеты, кратно отличается даже от текущих финансовых показателей. Тем самым закладывается конфликт между руководством города и предприятия.

- И в чем, на ваш взгляд, выход?

- Совместно с мэрами мы выработали некоторые подходы. Думаю, скоро выйдем с готовыми предложениями, в основе которых будут лежать реальные финансовые показатели предприятия и планы по формированию прибыли. За счет этого мы сможем четко определить уровень бюджетных поступлений, которые будут направлены в город. Тем самым, надеюсь, мы на перспективу снимем возможный конфликт и отстроим разумные отношения между предприятием, холдингом и властью.

- Каков механизм исполнения этих бюджетных идей?

- Возьмем Североуральск. Для него Североуральский бокситовый рудник, входящий в состав СУАЛ-холдинга, - градообразующее предприятие. Во-первых, существует огромное количество нормативов, которые не выполняются при формировании бюджета. Никто до сих пор этим не занимался. Мы хотим привести их в соответствие нормам законодательства. Второе: бюджет традиционно формируется по принципу "от достигнутого". Реальный анализ - сколько идет денег, почему, на какое направление - никто не проводил. У муниципальных образований нет системной работы, нет ресурса для того, чтобы выполнить ее качественно и грамотно. Объединив градообразующее предприятие как главный источник дохода и муниципалитет как главный распорядитель затрат, мы сумеем, как нам кажется, создать если не бездефицитный, то по крайней мере максимально сбалансированный бюджет.

- К вопросу о наполняемости бюджетов разных уровней. На недавнем заседании правительства Свердловской области, где подводились итоги за полугодие, было отмечено, что бюджет недосчитался солидного объема налоговых отчислений, в том числе и от предприятий, входящих в ваш холдинг. В чем причина?

- Наши годовые финансовые показатели будут хуже по многим причинам. Во-первых, мы - экспортно-ориентированная отрасль. Надо понимать: при фиксированном курсе рубля к доллару и значительной инфляции, даже оставаясь на прежнем уровне, вы съедите ту прибыль, которую заработали, потому что затраты неизбежно растут, а уровень доходности остается. Во-вторых, цены на алюминий на Лондонской бирже катастрофически падают. Только за полгода цена снизилась на 300 долларов, а это вся рентабельность, которая была у наших предприятий. Если к этому добавить рост тарифов на газ, электроэнергию, перевозки... Ситуация внушает пессимизм. Несмотря на это, мы не останавливаем инвестиционные программы, но выполняем их только за счет кредитных ресурсов. Если положение будет ухудшаться, возможно, будем вынуждены пересмотреть и их.

- И каковы прогнозы конъюнктуры на Лондонской бирже?

- Плохие.

- Не опасаетесь охлаждения отношений с властями, учитывая невыполнение бюджетных прогнозов? Насколько принципиально для вас поддержание ровных отношений с властью?

- Я категорически против ровных отношений. Ровные отношения - это никакие. Хотелось бы, чтобы они были острыми, чтобы тебе говорили если уж не всю правду, то хотя бы часть ее. Это единственный путь к тому, чтобы отношения были эффективными. Я хочу, чтобы представители власти называли вещи своими именами, обращали внимание на те вопросы, которые наиболее важны и актуальны. Или я хочу невозможного? До сих пор мы видели, что у руководителя муниципального образования единственная цель - вытрясти из тебя как можно больше денег и чтобы ты при этом ни в коем случае не интересовался, куда он тратит твои деньги. И если мы своей открыто-стью заставим их открыть себя в ответ, то много достигнем. Уже сейчас мы прямо спрашиваем друг друга: "Зачем ты так делаешь?". Начинаем спорить, обсуждать.

- Выстраивает ли холдинг подобным образом взаимоотношения с губернаторами?

- Я уже объяснил, что мы хотим быть вовлечены в те проблемы, которые решает территория, потому что там живут наши люди, там наши перспективы, там наш завтрашний успех. Для этого надо точно знать, как развивается территория, куда тратятся деньги и можем ли мы добавить что-то к налоговым отчислениям, чтобы выдать более эффективное решение. В перспективе следует формировать такие же отношения с губернаторами, учитывая, что для них, политиков федерального уровня, мы - всего лишь "одни из", далеко не самые главные. Это для периферии мы - градообразующее предприятие. С областью все иначе. Но вопросы открытости, прозрачности власти остаются и на этом уровне.

- Удается ли наладить контакт с полпредами?

- Мы просили, чтобы в координационный совет Соглашения о социальном партнерстве были направлены представители и от областного правительства, и от федеральных структур, именно потому, что предвидим - обязательно возникнут вопросы, относящиеся к их компетенции. Холдинг столкнется с этими проблемами, мы это понимаем.

- То есть с ними пока ровные, по вашей терминологии, отношения?

- Ну... Вы понимаете, что острые отношения не обязательно означают конфликтные. Да, пока так.