Страхование бизнес-класса

Владислав Нефедов
24 сентября 2001, 00:00
  Урал

Основная тенденция на рынке страховщиков - "крупные для крупных"

По данным на 1 июля 2001 года, на территории Свердловской обла сти зарегистрированы и работают 54 местные страховые компании и 29 филиалов компаний из других регионов. На обязательном страховании специализируется не более 10% компаний.

Основная особенность страхового рынка Свердловской области - преобладание добровольных видов страхования (1027,1 млн руб. страховых взносов) над обязательными (49,8 млн руб.), что обусловлено развитием имущественного страхования: доля его в общих взносах составляет 55,6% (571,3 млн руб.), что на 25,6% больше, чем в среднем по России. "Имущественный" характер страхового рынка объясняется особенностями экономики области: на ее территории находятся десятки крупнейших промышленных предприятий, страхующих, к примеру, дорогостоящее оборудование.

Сборы по страхованию жизни невелики (его доля в совокупных взносах по добровольным видам страхования составляет 11,5%) и имеют постоянную тенденцию к снижению (92,5% от показателя прошлого года). Не секрет, что страхование жизни сейчас прочно ассоциируется с так называемыми "зарплатными схемами", служащими для предприятий и организаций средством оптимизации (минимизации) налогообложения.

О том, что большое место в объеме сборов по страхованию жизни занимают именно такие схемы, а не рисковая составляющая, говорит все еще высокий, хотя и постоянно снижающийся уровень выплат по этому виду (в первом полугодии этого года 46%, прошлого - 81,2%).

Псевдостраховые схемы сегодня практикуют почти все страховые компании. Заметим в этой связи, что "нерисковое" страхование - вовсе не отечественное изобретение, а копирование западной практики минимизации налоговых отчислений. Более того, "серые" страховые и кредитные схемы выплаты заработной платы, на наш взгляд, - шаг вперед к цивилизованному рынку по сравнению с выплатами "черным налом". Важно только проводить четкую грань между страховщиками, для которых такое страхование - единственная цель деятельности, и компаниями, практикующими эти схемы в ответ на спрос на подобные продукты со стороны своих корпоративных клиентов по классическим видам страхования. Во втором случае большие объемы страхования жизни не оказывают значительного влияния на надежность универсальных страховых компаний.

Итоги первого полугодия 2001 года свидетельствуют: страховой рынок области пребывает в стадии формирования. Одни компании добились четырехкратного увеличения страховых сборов (по сравнению с сопоставимым периодом прошлого года), показатели других претерпели столь же значительное падение. Усиливается и наметившаяся в последние годы тенденция к концентрации сборов страховой премии. Так, лидер списка "Сибирско-Уральская СК" собирает 30% всех взносов на страховом рынке Свердловской области, первые пять компаний - 65%, а первые десять - 77% всех взносов.

Как и в прошлом году, список возглавляют кэптивные (ориентированные на обслуживание узкой группы юридических лиц или финансово-промышленных групп) страховые компании. Ставшая открытием прошлого года "Сибирско-Уральская СК" (учредитель - компания "Ренова", основной владелец - СУАЛ-холдинг) окончательно закрепилась в роли лидера. Внутри списка произошли значительные рокировки. Так, в десятку лидеров попала новая страховая компания - екатеринбургский филиал компании "Медведь ЛК". Резко поднялись в списке филиал страховой компании "Уралэнергогарант" и компания "Экспресс-Гарант" (в прошлом году 7-е и 6-е места соответственно). Заметно утратила позиции страховая компания "Кольцо Урала" (годом ранее - 5-й результат).

В пятерку лидеров по личному страхованию наряду с крупными кэптивами ("Сибирско-Уральской СК", филиалами "СОГАЗа" и "Уралэнергогаранта") вошла компания, специализирующаяся на этом виде страхования, - екатеринбургский филиал "Медведь ЛК". Рост спроса на личное страхование (237% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) может свидетельствовать о повышении страховой культуры топ-менеджмента предприятий и улучшении социальной защищенности работников. Не последнюю роль сыграли и экономические факторы, связанные с налогообложением юридических лиц.

Многие компании, возглавляющие список, улучшили позиции в этом полугодии за счет страхования имущества. Помимо кэптивов (а 65% взносов, собранных "Сибирско-Уральской СК", приходится именно на страхование имущества) в списке присутствуют компании, деятельность которых ориентирована в основном на массового потребителя страховых услуг: управление Росгосстраха по Свердловской области и страховая компания "Северная казна". В отличие от многих других регионов Росгосстрах в области заметно прогрессирует, вероятно, благодаря активности команды: рост сборов (в основном страхование имущества и строений физических лиц) за 6 месяцев года по отношению к аналогичному периоду прошлого года составил 136%. В "Северной казне" большую часть сборов по имущественным видам страхования составляют взносы предприятий малого и среднего бизнеса (страхование имущества, грузов, товарно-материальных ценностей).

Страхование ответственности снизило темпы роста по сравнению с прошлым годом, но остается одним из динамично развивающихся видов (134% к аналогичному показателю прошлого года), особенно страхование общегражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (АГО). Здесь лидирует страховая компания "Уралрос", она одна из первых начала развивать этот вид страхования в регионе и успела завоевать доверие крупнейших заинтересованных в этой услуге корпоративных клиентов (муниципального объединения автобусных предприятий, трамвайно-троллейбусного управления, предприятий "Строймеханизация" и "Водоканал"). В объеме взносов по страхованию ответственности в "Северной казне" также большую часть занимает страхование АГО. Остальные участники списка - кэптивные компании, что вполне объяснимо: основу страховых взносов в данном виде составляют крупные промышленные предприятия, страхующие одновременно имущество и свою ответственность перед третьими лицами.

Таким образом, на формирующемся рынке страховых услуг области сложились две основные группы региональных игроков: кэптивные компании, занимающиеся страхованием крупных предприятий (и преимущественно аффилированные с ними), и компании "второго эшелона", чьи клиенты - мелкий и средний бизнес, а также физические лица. За рамки своего сегмента группы, как правило, не выходят: кэптивы пока не нуждаются в расширении доли на рынке, а "второму эшелону" нарастить обороты за счет мелкого и среднего бизнеса проблематично (перемены, однако, возможны, если интерес к созданию или покупке существующей компании проявит какая-нибудь местная финансово-промышленная группа). Третья сила рынка - инорегиональные компании, главным образом филиалы московских универсальных страховых компаний. Они уже переросли внутрикорпоративные рамки, их брэнды раскручены и они могут позволить себе тарифный демпинг. Эти компании могут составить конкуренцию обеим региональным группам.