Кормило власти

Игорь Степанов
24 сентября 2001, 00:00
  Урал

Административный ресурс - единственный рычаг воздействия на ситуацию в экономике, считает первый вице-губернатор Челябинской области Виктор Тимашов

В регионе Большого Урала растет число "спорных" предприятий. Зачастую к конфликтам собственников причастны областные власти. Челябинская область - не исключение. Не так давно полпред в УрФО Петр Латышев обратил внимание челябинского губернатора Петра Сумина на недопустимость использования административного ресурса в споре предпринимателей. О выстраивании областной властью отношений с бизнесом с одной стороны и федеральной властью - с другой рассказывает первый вице-губернатор Челябинской области Виктор Тимашов, курирующий работу промышленного сектора и отвечающий за весь комплекс имущественных отношений.

- Виктор Анатольевич, способна ли региональная власть предотвратить захват предприятия недобросовестным конкурентом?

- Конечно. Законодательная база, которую зачастую игнорируют предприниматели, едина для всех собственников, несмотря на то, слаба она или нет. Трактование промышленниками законов "под себя" и есть основа возникновения конфликтных ситуаций.

Как должна вести себя власть в конфликте собственников? Казалось бы, ответ прост - действовать по закону, используя суд, гражданский и арбитражный. Но даже после того, как суд вынесет решение, страсти кипят еще долго. Хорошо, если в конфликт не втягивается коллектив предприятия, не нарушается производственный процесс. В ситуации, когда спорящие собственники всеми правдами и неправдами привлекают на свою сторону работников, остается уповать на критикуемый всеми административный ресурс. А у власти кроме этого ресурса ничего и нет! Мы не можем для примирения двух сторон, используя бюджетные деньги, скупать акции, чтобы затем передать спорное предприятие в третьи, более "предсказуемые" руки.

На мой взгляд, промышленники, которые стараются выстраивать с властью нормальные, цивилизованные отношения, действуют абсолютно правильно. Тот же инвестор, который говорит, что купил акции и теперь плевать на все хотел, должен помнить: он живет не на Луне и на его предприятиях работают не рабы. Они вправе обратиться к областным властям за помощью. И мы обязаны реагировать.

- Вы - за цивилизованные взаимоотношения власти и бизнеса. Предприниматели же считают, что областная администрация, поддерживая в конфликтах собственников-челябинцев, лишь затягивает гордиев узел. Спорных предприятий становится все больше.

- В нашей области достаточно успешно работающих предприятий, владеют которыми предприниматели не с челябинской пропиской: группа Euromin или "Южный Кузбасс", например. Они своевременно и в полном объеме платят как налоги, так и зарплату работникам. Требования к ним у нас те же, что и к своим бизнесменам.

Но есть спорные моменты, которые возникают из-за недостаточной юридической проработки вопросов. Это касается таких предприятий, как Кыштымский медеэлектролитный завод, Карабашмедь, Златоустовский металлургический комбинат. Решение проблем в арбитражных судах - единственно правильный путь в таких ситуациях. Для нас же главное - обеспечить на время тяжб нормальное функционирование предприятий.

Нравится это кому-то или нет, но сегодня губернатор и правительство области вынуждены отслеживать ситуацию, связанную с изменением собственности на промышленных предприятиях. Возможно, этим мы мешаем тем, кто беспрепятственно хотел бы похозяйничать. Мы пытаемся обезопасить наши заводы от хозяев-однодневок, которых интересует не производственный процесс, а "быстрые" деньги. Причина в этом, а не в том, что мы делим собственников на "своих" и "чужих".

- Менеджеры Уральской горно-металлургической компании были вынуждены обратиться в связи с ситуацией вокруг Карабашмеди в полпредство УрФО. Вряд ли они согласятся с вашим утверждением о политике невмешательства областной власти в конфликт собственников. Каково ваше отношение к приходу в область олигархов, возглавляющих подобные структуры?

- Я - наемный работник, человек команды, а не публичный политик. Позицию по отношению к промышленным предприятиям области, их владельцам, олигархи они или простые смертные, определяет губернатор Петр Сумин. Это для меня принципиальный момент.

Рыночные процессы остановить невозможно. Задача чиновников - работать в русле законов. Если продажа пакета акций так называемым олигархам будет осуществлена в рамках закона, мы должны будем констатировать, что продажа состоялась.

К перетеканию собственности мы относимся как к объективному процессу. Если на предприятии раньше печатали книги, а теперь изготавливают кафель, значит, так сложился рынок. И мы не можем запретить продавать кафель и заставить продавать книги. Давать указание может только тот, кто вкладывает деньги в бизнес. Правда, здесь есть одна существенная оговорка: чтобы спрогнозировать судьбу предприятия после смены собственника, избежать социального напряжения, власть вправе знать, для чего олигарх завладел им. Если он собирается вкладывать средства в завод, модернизировать производство - это одно, если для удовлетворения собственных амбиций - совсем другое. Особенно это касается градообразующих предприятий.

УГМК - серьезная компания. Но какие бы стратегические планы она ни строила по части присутствия на территории Челябинской области, в конфликте собственников Карабашмеди точку поставит суд.

- В последние месяцы активно ведет себя на Южном Урале "Сибирский алюминий". Как строятся взаимоотношения областной власти с его руководством?

- В холдинг "РусПромАвто", создаваемый "Сибирским алюминием", вошло несколько крупных российских предприятий. В ближайшее время к ним присоединится минский автогигант МАЗ. Мы знаем, что у "РусПромАвто" есть деньги, знаем, что объединение машиностроительных предприятий - это стратегия. Мы также знаем, что г-н Дерипаска не замешан в скандалах. "Сибал" был рекомендован властям области лично российским премьером Михаилом Касьяновым.

Совокупность этой информации, а также путь общения с властью области, который выбрал "Сибал" - путь переговоров и консультаций, - позволяет нам сделать вывод, что "Сибал" и "РусПромАвто" могут стать настоящими инвесторами для миасского автомобильного завода "Урал". Поэтому мы относимся к ним как к стратегическим инвесторам, благожелательно. Тем более что взаимоотношения и требования мы обозначили в совместных соглашениях. Если "Сибал" будет выполнять финансовые обязательства, платить налоги и заработную плату, то мы только "за" - пусть холдинг процветает и богатеет.

- Выходит, региональная власть прислушивается к голосу Москвы. В целом с федеральным центром сегодня легче работать?

- И да, и нет. Далеко не все вопросы мы можем решить на региональном уровне. К примеру, мало кто в Москве обратил внимание на акцию протеста работников легкой промышленности Челябинской области против недостаточно активной политики федеральных властей по отношению к контрабандным товарам ("Э-У" писал об этом, см. 16 от 27.08.01. - Ред.). Ну не может же Челябинская область колючей проволокой отгородиться от дешевого китайско-турецкого импорта скверного качества. Это именно государственная проблема. И если государство желает возродить легкую промышленность, начинать нужно с заслона контрабандным завозам. Тогда, не сомневайтесь, найдутся предприниматели, желающие вкладывать средства именно в этот сектор экономики.

В отсутствие жесткой экономической вертикали федеральное руководство в подавляющем большинстве случаев самоустранилось от решения проблем, связанных с предприятиями федерального подчинения в регионах. Это не упрек, просто факт. Конкретный пример: более 40% акций ОАО "Челябинскуголь" принадлежит Мингосимуществу. Однако федеральный центр заявляет, что денег на техническое перевооружение "Челябинскугля", на строительство новых объектов не даст, а вместо того чтобы вкладывать деньги, предлагает челябинским менеджерам брать кредит. Это управленческий нонсенс. Кредит государство должно давать только тогда, когда оно не в составе акционеров. Поэтому департаменту угольной промышленности РФ мы заявили: раз нет финансирования, акционерами компании должны стать предприниматели - те, кто готов вкладывать деньги.

Структурная перестройка предприятий оборонного комплекса, часть которых находится в тяжелейшем состоянии, - также федеральный вопрос. Но и здесь прослеживается двойственность: и не приватизируют, и денег не дают. А учредитель там один - государство. В результате многотысячные коллективы годами бьются как рыба об лед, пытаясь выжить в рыночных условиях.

Двойственность в промышленной политике государства очень мешает в нашей работе.

- Считалось, что с появлением федеральных округов центр станет активнее реагировать на региональные проблемы.

- Создавая федеральные округа, власть преследовала вполне определенную цель - проводить свою политику на местах. Насколько я понимаю, речь не идет о том, что округ должен помогать региону: власти субъекта федерации и округа должны заниматься своими обязанностями. И работы хватит всем. Надеюсь, нам и в дальнейшем удастся избежать в отношениях с руководством Уральского округа двусмысленности: либо мы являемся хозяевами на своей территории и тогда несем весь груз ответственности за то, что здесь происходит, либо центр через своих наместников осуществляет практическое руководство в регионе, а не просто отслеживает исполнение законов.

Позиция президента, направленная на укрепление властной вертикали, обоснованна и нам понятна. Важно, однако, не перейти ту грань, когда федеральные чиновники на местах начнут заниматься конкретными жэками.

Челябинск