У каждого свой бульдозер

Иностранные и российские машиностроители не видят друг в друге конкурентов. Пока

Прошедшая в Екатеринбурге международная выставка "Строительная техника и сервис" подтвердила: российская проблема с привлечением иностранных инвестиций и получением современных технологий временна и заключается в неправильном подходе к бизнесу, иностранному в том числе. Потому что на Урал, на никому доселе неизвестную выставку (в таком формате она проводилась впервые) вдруг нагрянули настоящие монстры машиностроения - Caterpillar, Komatsu, Liebheer, Dressta. Никого не пришлось уговаривать, бизнес сам увидел выгоду и двинулся расширять присутствие на перспективных рынках. Более того, Komatsu выступила главным спонсором выставки. На вопрос, что повлияло на смену парадигмы ведущих мировых фирм, выставка дала ответ.

Помимо иностранцев на выставку съехались ведущие российские производители строительной и дорожной техники: Челябинский и Волгоградский тракторные, Ковровский и Тверской экскаваторные заводы, Уралмаш-Ижора, Уралвагонзавод и многие другие. Экспозиция в Екатеринбурге и впрямь получилась необычной: отечественные и иностранные строительные машины сошлись лицом к лицу на одной площадке практически впервые, и стала отчетливо видна несхожесть интересов их производителей.

По признанию директора представительства Komatsu по странам СНГ Сигэру Судзуки, фирму привлекла возможность увеличить продажи техники газовикам, нефтяникам, горным предприятиям, строительным компаниям. Уральский рынок, по его мнению, сегодня очень перспективен. Об этом же говорил и председатель Экономического комитета по программам развития Уральского региона Сергей Воздвиженский: "Такое количество интересных фирм собрал наметившийся и в России, и на Урале экономический рост (по Уралу 14 - 15% в 2000 году и примерно 7% в нынешнем), который отразился на инвестициях в основной капитал: в Башкирии - 23%, Удмуртии - 33%, Оренбургской области - 22%, Тюменской области - 24%, Челябинской области - 27%. Возрастают объемы капитального строительства: возводится блок БН-800 на Белоярской АЭС, строится Северная железная дорога, которая свяжет Китай с Финляндией, сдвинулось с мертвой точки жилищное строительство. Все это требует множества машин и механизмов".

Закупать импортную технику в солидных объемах стали еще во времена СССР: по оценке руководителя сервисного центра фирмы Komatsu в Екатеринбурге Андрея Кириллова, в то время на Тюменском Севере тяжелые бульдозеры этой фирмы составляли почти 70%. С тех пор мало что изменилось: разве что Komatsu несколько потеснили фирмы Hitachi и Liebheer. Судя по отчетам представителей фирм, доля продаж строительной техники иностранного производства (чаще всего это крупная и узкоспециальная техника, например для прокладки труб большого диаметра) в России составляет сегодня около 10%. Показатель этот с ростом доходов нефтяников и металлургов увеличивается. Заключенные на выставке контракты на поставки бульдозеров и комплектующих известных мировых фирм исчисляются сотнями, сумма контрактов на поставку полнокомплектной техники составила 18 млн долларов, на поставку комплектующих - 1,5 млн долларов и на поставку масел - 4 млн долларов. По словам представителя Баранчинского электромеханического завода, около 30% контактов в перспективе выльются в контракты.

Дальнейшее проникновение импортных машин на российский рынок пока сдерживают недостаток в стране сервисных центров и запчастей, ну и цена, конечно. Именно этими проблемами и занялись крупные фирмы.

Пытаясь привлечь новых покупателей, Komatsu, например, помимо создания дилерской сети принялась модернизировать свою технику, сосредоточившись на упрощении ее обслуживания. Стратегию фирма отныне стала строить на выпуске всего спектра машин: от легких до тяжелых. Трассовикам предлагается специальная техника (бульдозеры, краны, укладчики), городским службам - коммунальная: например, универсальный мини-погрузчик, экскаватор и бульдозер в одном лице. По словам дилера Caterpillar по Поволжью и Уралу Валерия Васильева, согласно общей тенденции, почти вся техника сегодня собирается по заказу клиента. Кроме того, началось движение в сторону снижения цены за счет применения новых технологий и материалов.

Российские производители понимают, что иностранцы скоро будут наступать им на пятки даже в тех секторах, где отечественная техника благодаря цене еще доминирует (например, бульдозеры типа российского Т-170). По утверждению Валерия Васильева, российская техника в последние годы подтянулась по качеству к импортной, правда за счет чужих комплектующих. Но по качеству сборки, долговечности и производительности до Komatsu или Caterpillar ей далеко. Чтобы удержаться на рынке, полагает Сергей Воздвиженский, российским тракторостроителям надо также снизить вес машин и повысить экономичность. Многое будет зависеть от того, кто первым сумеет сконструировать машины с гидравлическим приводом давлением 600 атм. (сегодня - 400 атм.). А поскольку все российские производители в один голос говорят, что им для выпуска конкурентоспособной техники нужны не деньги и даже не технологии, а элементарная ответственность каждого работника за свой труд, то ставку они решили сделать на сотрудничество с ведущими мировыми фирмами: часто звучавшие в ходе выставки предложения о создании СП можно было расценить как просьбы к иностранцам организовать на наших заводах сам процесс производства. А вот это как раз и не входит в планы зарубежных компаний. По крайней мере пока.

В ходе выставки г-ну Судзуки поступило предложение собирать грейдеры из узлов Komatsu на Челябинском заводе дорожных машин имени Колющенко. Японцы отказались, сославшись на то, что это не вяжется с их политикой: должное качество сборки они могут гарантировать только дома. На самом деле построить сборочное производство на пустующих площадях - не такая уж проблема (и это будет в отдаленной перспективе, уверен Валерий Васильев). У Komatsu имеется множество заводов по всему миру, есть совместный проект по производству крановой техники в Иванове. Избирательность иностранцев объясняется, утверждают дилеры, политическими моментами: власти на местах часто выдвигают неприемлемые условия. По-русски это означает - не договорились. Репутация региона для иностранцев также играет не последнюю роль: их не может не тревожить криминальная ситуация на Урале. По свидетельству главного конструктора проекта СКБ Челябинского тракторного завода Леонида Вершинского, он был поражен, когда обнаружились целые подпольные цехи по производству запасных частей под маркой ЧТЗ. Если продолжить аналогию, только начни японцы на Урале сборку, как вскоре выяснится, что комплектующие из Страны восходящего солнца можно и не присылать.

Судя по итогам выставки, сотрудничество с иностранными партнерами оставляет желать лучшего. Именно поэтому точек соприкосновения российские производители строительной техники и крупнейшие зарубежные машиностроительные фирмы не нашли. Разошлись с миром: отечественные тракторостроители увидели, что рынок у них есть, иностранцы радуются, что клуб денежных клиентов пополняется.

По оценкам специалистов, в ближайшее время картина не изменится: одна часть бизнеса будет покупать крутые машины - те же Komatsu (который сравнивают с Mersedes), другая - ЧТЗ и ему подобные (аналог - наши "Жигули"). Слияние иностранных и российских фирм - в сияющей отдаленной перспективе. Но произойдет это не раньше того, как, перестав произносить заклинания о сотрудничестве, мы уработаемся до мокрой спины: только тогда, полагает Сергей Воздвиженский, кого-то о чем-то можно просить.

Екатеринбур