Валерий Пучинин создает империю. Он это называет - холдинговую компанию. Границы ее не определены, но достаточно посмотреть на карту России, где флажками обозначены "завоеванные" Пучининым территории, чтобы согласиться с его девизом: "Бизнес не имеет границ, он имеет только начало". Начало было четыре года назад. Сегодня в сферу бизнеса Пучинина, кроме компании "Уралмедснаб", которая поставляет иммунобиологические препараты в 68 регионов России, входят: пивной завод; тепличное хозяйство (площадь 5,5 га, мощность минимум 2 тонны овощей в сутки); три пруда по 30 гектаров в Завьяловском районе Удмуртии, взятые в аренду на 25 лет, где он выращивает карпов; пасека, точные размеры которой неизвестны даже хозяину; несколько леспромхозов, нефтебаза. В его подчинении более тысячи человек. Он - акционер десятка крупнейших химических, металлургических предприятий на территории Урала и России.
Определить, кто Пучинин более - финансист, фермер, пивной король, пасечник, невозможно. Он человек с батарейкой Energazer.
Мысль, останавливающая автомобиль
Ответы на любые вопросы Пучинин предваряет словами: "Сейчас я вам объясню, это просто. Только не надо это писать. И не фотографируйте меня сейчас. Я думаю". А думает он перманентно. Поэтому даже не водит автомобиль, мотивируя это тем, что за рулем невозможно думать: "Если внезапно на ум придет какое-то важное решение, так что же, посредине трассы останавливаться?!".
Валерий выглядит старше своих 26 лет. Они проявляются только тогда, когда он начинает громко и увлеченно объяснять тонкости кормежки карпов горохом или точный состав удобрений в теплицах. В следующую минуту грозный директор отчитывает провинившегося подчиненного. Судя по всему, покой его подчиненным только снится.
При всем избытке дел его невозможно представить запыхавшимся и несущимся сломя голову - не его стиль. Даже с предельной скоростью он уверенно следует к четко определенной цели. Как тяжелый локомотив из пункта А в пункт Б.
Монументален с виду Пучинин с юных лет. Еще студентом-первокурсником Уральского экономического университета "вышел в начальники": стал заместителем коменданта общежития, где жил. Порядок там воцарился образцовый. Каким образом? Из Пучинина удалось вытянуть только туманное "надо уметь договариваться и с умными, и с сильными".
Занимала студента не только общественная жизнь. Еще на первом курсе он написал научную работу по оптимизации налогообложения, которая неожиданно для автора заняла первое место на межвузовском конкурсе среди студентов Урала. Тема диплома была посвящена минимизации налогов. Научный руководитель настоятельно советовал ему оставить столь деликатную тему, но диплом был написан. На защите, которая состоялась в 1996 году, присутствовали начальник налоговой полиции Свердловской области и начальник налоговой инспекции Екатеринбурга. Впрочем, труд, оцененный на "отлично", Пучинину не пригодился, буквально через полгода законы изменили.
"Меня просто представили"
Свое дело Валерий начал в 22 года, не имея ни опыта работы в коммерции, ни копейки стартового капитала. Сферу для начинания финансист с дипломом выбрал весьма специфическую - медицину.
- Я все же успел поработать с декабря 1996-го по март 1997 года на Ижевском заводе пластмасс бухгалтером-экономистом, затем старшим бухгалтером-ревизором. Меня не устраивала низкая зарплата и не покидало ощущение, что все это не для меня. Я не хочу работать ни на кого, кроме самого себя.
- Почему вы занялись именно поставкой вакцин?
- Знакомые медики подсказали, что в республике есть проблема с иммунобиологическими препаратами. Мне помогли увидеть никем не занятую нишу. Остальное уже была моя проблема.
- И с чего начали?
- Первые полгода наша фирма исследовала рынок: собирали информацию о потребностях республики и регионов России, наводили справки о тех фирмах, которые к тому времени уже поставляли иммунопрепараты. Готовились к сезонному спросу на антигриппозные вакцины. Планировали, что осенью заработаем первоначальный капитал, с помощью которого к весне выйдем на весь Урал.
- Но ведь надо было платить зарплату?
- На меня работали семь человек. Полгода я не мог им платить.
- Они что, терпеливо ждали?
- Двое ушли. Остальные верили в меня. Когда пришел первый контракт, я тут же выплатил всем зарплату за шесть месяцев и премию за терпение и поддержку.
- Провала не боялись?
- Нет. Я был уверен в успехе. Надо уметь ставить перед собой глобальные цели.
Возможно, именно эта самоуверенность привела Пучинина к удаче. Уже через полгода "Уралмедснаб" заключил контракты на поставки иммунопрепаратов с крупнейшими зарубежными компаниями-производителями, такими как Smit Kline Beech Pharmaceuticals (Великобритания), Pasteur Merieux Connaucht (Франция), Merc Scharp & Dounm Idea (США).
- Зарубежные компании только-только пришли на российский рынок, искали надежных партнеров. Но даже медработники тогда недостаточно разбирались в вопросах вакцинопрофилактики - не принято было бороться с потенциальной болезнью, только с реальной. Практически не осуществлялись государственные поставки вакцины от гепатита В, вирус которого был широко распространен, хотя профилактика заболевания обходится в среднем в 15 раз дешевле лечения. Рынок сбыта пребывал в незавидном состоянии. Вернее, его практически не было. Вот мы и стали этот рынок формировать.
Пучинин отправил сотрудников своей фирмы консультироваться у ведущих российских специалистов в области иммунобиологии и иммунопрофилактики. Затем стал приглашать в Удмуртию специалистов из Минздрава России.
- Как я заполучил контракты с западными поставщиками? Представители одной из компаний приехали в Ижевск провести конференцию по проблемам поставок иммунопрепаратов, познакомиться с ситуацией, установить связи на будущее. Пригласили всех желающих. Наша фирма тогда не была известна абсолютно никому. Я подошел к одному из присутствовавших на встрече чиновников, близко общавшемуся с иностранцами, назвал себя и сказал: "Представьте меня, пожалуйста". Он представил. А у иностранцев создалось впечатление, что я человек с протекцией их знакомого администратора. Так все и началось.
Первую партию вакцин фирма получила с отсрочкой платежа. Расплатилась за иммунопрепараты после их продажи. Это была невероятная удача: вакцина стоит дорого (одна доза "Ваксигрипа" - 10 долларов) и приобрести крупную партию Пучинин позволить себе не мог.
Результат оказался ошеломляющий: в Удмуртии, считающейся бесперспективной для распространения иммунопрепаратов (менталитет ее жителей таков, что медикаментозному лечению они предпочитают народную медицину), с октября по декабрь 1997 года "Уралмедснаб" продал более 50 тысяч доз.
В 1997 году на российском рынке иммунопрепаратов работали шесть фармацевтических компаний: три в Москве, по одной в Екатеринбурге, Барнауле и Перми. Но именно "Уралмедснаб" получил эксклюзивные права на поставку препаратов в 18 регионов России.
- Мне это удалось тоже очень просто, - говорит Пучинин. - Приехал в Москву и попросил представителей западных фирм предоставить мне эксклюзивные права на поставки по тем 18 регионам, в которых еще не было официальных представителей.
- Их не смутила ваша молодость?
- Да они и не знали, сколько мне лет. Только через три года, когда "Уралмедснаб" сообщил, что у директора небольшой юбилей, были удивлены, что это всего лишь 25-летие.
После получения эксклюзивных прав на поставки Пучинин начал налаживать связи на уровне Министерства здравоохранения России и администрации президента России.
В Удмуртии власти долгое время не знали о том, какая структура строится у них под носом. По собственному определению Валерия, бизнес он сделал "тихой сапой".
- Почему вы не давали знать о себе как крупном бизнесмене местным властям?
- А зачем? Крупный бизнес всегда связан с политикой. Мне же не хотелось в нее ввязываться. И вообще на тот момент связи в Удмуртии меня интересовали гораздо меньше.
Удмуртия из года в год занимает первое место в России по заболеваемости клещевым энцефалитом. Попасть на такой рынок - мечта любого производителя вакцины, но до 1998 года заводам-производителям просто не с кем здесь было сотрудничать.
В 1997 году в пик сезона клещевой активности иммуноглобулин невозможно было найти.Уже через год благодаря стараниям "Уралмедснаба" рынок был полностью насыщен вакциной отечественных производителей, а имя компании стало известно по всей России.
С этого момента фирма стала сотрудничать с отечественными производителями вакцин в больших объемах, чем с зарубежными. В 1998 году "Уралмедснаб" поставлял препараты уже в 49 регионов России.
Затем грянул август 1998-го, как ни странно, сыгравший Пучинину на руку. К падению рубля Валерий оказался готов: в своих предположениях он ошибся на два дня. К ноябрю его компания, единственная среди фармацевтических, не имела задолженности перед зарубежными партнерами. Откуда знал? Утверждает, что есть надежные источники. В результате на рынке удержали позиции только три крупные компании, поставляющие иммунобиологические препараты: "Уралмедснаб", "Мединторг" (Москва) и "Мединвест" (Екатеринбург). А компания Валерия Пучинина стала работать уже на 68 регионов.
С 1999 года потребность каждого из этих регионов возросла до 30 - 150 млн рублей ежегодно. Кроме того, "Уралмедснаб", единственный из трех поставщиков иммунопрепаратов, работал по взаимозачетам. Этот момент и стал отправной точкой для развития империи Пучинина.
Через "Уралмедснаб" стали проходить совсем иные ресурсы: горюче-смазочные материалы, лес, продукты питания - все, кроме самолетов и подводных лодок, шутит Валерий Леонидович.
Настал момент, когда "Уралмедснаб" уже не мог справляться с собственными оборотами поставок вакцин по всей стране: от Камчатки до Калининграда, от Кабардино-Балкарии до Карелии.
Для увеличения мобильности открыли подразделения компании во многих крупных городах России, два консигнационных склада в Москве и Екатеринбурге. Освободив себе таким образом руки, Пучинин вплотную занялся развитием иных направлений бизнеса.
Карпы как люди
- Сегодня прибыль от фармацевтической деятельности составляет 35 - 40% в бюджете компании. Разница в процентном соотношении возникает из-за сезонности: пик весной и осенью, затишье летом. Это и послужило толчком для работы в других направлениях - деньги должны работать постоянно. В холдинге должны быть как промышленные, так и инвестиционные, сельскохозяйственные предприятия. Так у нас появились пивзавод, тепличное хозяйство, три пруда с карпами, пасека. Пивзавод и теплицы до недавнего времени принадлежали АО "Удмуртнефть", приносили компании убытков на 3 млн рублей в год. Львиную долю составляли затраты на отопление теплиц - 450 тысяч рублей в месяц. Пивзавод прибыли тоже не приносил: бутылочного пива не производил, только разливное в кегах. На массового потребителя таким образом выйти не мог. Хотя марка "Лесное" пользовалась большой популярностью среди ценителей. Пиво живое, с отличным вкусом.
- Зачем вам такие малорентабельные проекты?
- Я их сделаю высокорентабельными. Например, я уже решил проблему огромных затрат на отопление тепличного хозяйства. Мы отключили отопление во всех теплицах, кроме одной, в которой уже сейчас высажена рассада. Сняли с крыш стекла. Зимой почва проморозится - все паразиты погибнут. Не нужно тратить деньги на приобретение химикатов. В декабре на теплицы натянем пленку, включим отопление, посадим молодые растения. Уже в марте готовы будем поставить на прилавки магазинов свежие овощи. Такая "тепловая" политика позволит за три с половиной месяца сэкономить около 2 млн рублей. Кроме того, если мы уничтожим вредителей, возможна большая плотность посадки растений. Одно это позволит увеличить прибыль на 30%. Так что в следующем году хозяйство станет прибыльным.
- Вы же не агроном. Может, ошибаетесь?
- У меня работают хорошие специалисты. На пивзаводе директором стал человек, который проработал десяток лет главным технологом. Прежнего директора я уволил. Мне нужен честный человек и такой, который хочет работать. Новый директор - хочет и может. У нас с ним общность идей. Это очень важно.
- И что будет на пивзаводе?
- Будем производить три сорта бутылочного пива: "Пучинин", "Лесное" и "Пильс".
- "Пучинин" - это скромно...
- Пиво будет первоклассным, иначе своим именем я бы его не назвал. У меня собственная артезианская скважина - такая вкусная вода! На заводе стоит австрийское оборудование, эта база будет постоянно расширяться и реконструироваться. Недавно закуплены оборудование для установки линии по розливу, этикировке, контролю и упаковке пива, а также бродильные и лагерные аппараты, что позволит уже в декабре выпускать 51 тысячу декалитров пива в месяц. Мало, конечно. Но будем развивать, думаю, постепенно дойдем до 230 тысяч декалитров ежемесячно. Сначала выйдем на рынок Удмуртии, потом Урала, а там и на Россию. Мы еще и газированную воду и квас выпускать будем, но чуть позже. В следующем году начнем строительство собственной солодовни.
- А карпов-то зачем понадобилось выращивать?
- Это скорее удовольствие, чем бизнес. Хотя прибыль тоже будет. В каждом из трех прудов плавает 200 тонн карпов, средний вес каждого - 1,5 килограмма. И мы ведь их не комбикормом кормим, а горохом и пшеницей. Мясо у них станет более плотное, жирное, без специфического запаха. А вы знаете, что карпы едят три раза в день - в семь утра, в 13.00 и 19.00? Как люди. И съедают за три месяца на каждом пруду корма на сумму более миллиона рублей. Правда, 5% корма умудряются съедать гуси окрестных жителей. Так вот я и думаю: может, нам самим гусей разводить?
- На мясо?
- На пух. Пух у гусей очень дорогой. Кстати, в следующем году вот на этом месте (Валерий показывает на пустынный берег, по которому важно ходят толстые гуси) будут стоять гостиница, кафе и баня. Думаю, людям будет интересно уехать на выходные за город, отдохнуть, попариться в баньке, рыбку половить в прудах.
- А есть на свете дело, которым вы не станете заниматься?
- Есть. Криминал.
- Вы так в себе уверены, все распланировали. А вдруг, не дай бог конечно, все потеряете?
-Заработаю снова.
Удмуртия