Парниковый эффект

Елена Смирнова
22 октября 2001, 00:00
  Урал

Некачественная работа системы ЖКХ заставляет бизнес задумываться об автономном тепле

В начале октября объем продаж бытовых обогревательных приборов в Екатеринбурге вырос в среднем на 30 процентов от уровня прошлого года. Подключение центрального отопления (ЦО) началось позднее, чем обычно, так что екатеринбуржцам пришлось решать проблему обогрева квартир и офисов самостоятельно. Тем более что еще слишком свежи воспоминания о зиме минувшей, которая стала для жителей Свердловской области одной из самых холодных. Температура в системе ЦО была прямо противоположна долгам муниципалитетов перед поставщиками тепла. Батареи грели ровно настолько, чтобы не размерзлась вся система. Не способствовала теплу и изношенность коммуникаций ЖКХ: по оценкам самих коммунальщиков, она достигла 80%. При этом плата за отопление продолжала расти.

Естественно, такое положение дел перестало устраивать людей, имеющих возможность создать дома и на работе автономный климат. Опасаясь превращения Урала во второе Приморье, средний класс потянулся на рынок отопительной техники. Благо этот рынок способен потрафить любым вкусам и потребностям, предоставив широкий ассортимент товара - от масляных радиаторов до программируемых систем.

На уральском рынке отопительных систем по объемам продаж лидируют зарубежные производители. Понимая, что теплотехнику приходится покупать на долгие годы вперед, большинство потребителей часто предпочитают значительно более дорогие, но и более качественные импортные приборы и установки. Поэтому погоду на уральском рынке тепла во многом делают не производители, а продавцы техники.

Ложка к обеду

Приборы так называемого "аварийного" тепла, а проще - электромасляные радиаторы, сами участники рынка тепловых приборов относят к бытовой технике, которую можно купить в любом магазине электротоваров.

В последние годы спрос на отечественные приборы неуклонно падает: если в импортной технике брак встречается в 0,5% случаев, у российских образцов этот показатель доходит до 20%. Лидером продаж уже несколько лет считается итальянский "DeLongi" ($50 - 100 за прибор), элитного покупателя привлекает более дорогая и стильная техника производства Англии, Германии и Франции ("Polaris", "Supra").

По разным оценкам, в Екатеринбурге от 35 до 50 оптовых фирм занимаются поставками масляных радиаторов. Половина из них продвигает товар, кроме Свердловской, также в Пермскую и Челябинскую области. Правда, основной товар для таких фирм - кондиционеры, а про обогреватели торговля вспоминает в сентябре и мае: когда ЦО еще не включили или уже выключили, а в квартире холодно. Несмотря на сезонную востребованность радиаторов, торговые предприятия из года в год опаздывают с их поставками. Так, рано начавшуюся осень 2000 года магазины бытовой техники Свердловской области встречали с полупустыми прилавками. Предприятия стали перехватывать товар друг у друга, а в октябре оптовикам пришлось ехать за радиаторами в Москву и Санкт-Петербург.

В этом году подготовка к осени началась в июле. И поскольку областной центр теперь насыщен товаром, примерно две трети фирм вышли с предложением за пределы Екатеринбурга, в том числе около 20% ищут новых покупателей в соседних областях. По словам директора ООО "Белка-Урал" Виктора Тюренкова, в регионах уровень продаж зависит от того, когда в городах включат ЦО. К примеру, в благополучном в плане отопления Снежинске за зиму расходится максимум 1,5 тысячи обогревателей, а в соседнем Кыштыме, где в квартирах холодно всю зиму, цифра продаж на порядок выше. Товарооборот уральского регионального рынка бытовых отопительных приборов Виктор Тюренков оценивает в $5 млн за квартал.

Выделиться из полусотни конкурентов, торгующих одинаковым товаром, по мнению директора ЗАО "Алди-строительный сервис" Александра Янченко, можно лишь с помощью имиджевой рекламы фирмы. Оптовики готовы тратить на рекламу 10 - 20% бюджета компании. Да и успешность подобного бизнеса сегодня во многом определяется как раз частотой рекламных упоминаний. Александр Янченко уверен: в бизнесе отопительной бытовой техники будет тесно еще два-три года. За это время владельцы жилья остро прочувствуют нестабильность системы ЦО и попытаются решить проблему отопления, не доводя ситуацию до использования "аварийных" приборов.

Настенное тепло

Минувший год можно считать почти райским для производителей и продавцов стационарных радиаторов и конвекторов (проще - батарей отопления): наконец удалось наверстать докризисные объемы продаж.

Импортной продукцией изначально оснащена лишь небольшая часть нового жилья. Дело в том, что, въезжая в элитные квартиры, их владельцы предпочитают менять готовые элементы отделки, сантехнику и отопительные приборы по своему вкусу. Так что модные итальянские биметаллические радиаторы "Sira" ($110/кВт) или бельгийские "Jago" ($100/кВт) покупают в основном владельцы квартир и коттеджей. А около 80% продаж в России приходится на отечественные приборы стационарного отопления (из них 2/3 - алюминиевые).

Отказываются уходить с уральского рынка чугунные "гармошки", радиаторы МС-140. Для их производителя, ОАО "Нижнетагильский котельно-радиаторный завод" (НТКРЗ), выпуск радиаторов - основное направление. Ежемесячно с конвейера НТКРЗ по всей стране расходится порядка 500 тыс. чугунных секций, в том числе в Уральском регионе остается около 40%. Остальные три российских завода, брянский, колпинский и хабаровский, обеспечивают 1/2 часть рынка.

Четыре вида чугунных радиаторов НТКРЗ главным образом отличаются размерами и весом. Только новая модель Т-90 (100 руб./секция) покрыта декоративной плоской панелью. Привычные МС-140, МС-140М2 и МС-300 стоят дешево (89 руб./секция), теплоотдача у них высокая, кроме того, их применение заложено в типовые строительные малоэтажные проекты. Они и востребованы, как правило, строительно-монтажными управлениями, кроме того, городские ЖЭУ берут чугунину для замены вышедших из строя приборов.

Высотные дома обеспечивает батареями завод "Умекон" (Екатеринбург). Он ежемесячно выпускает 10 тыс. киловатт конвекторов "Комфорт" (перевести эту цифру в количество готовых приборов на предприятии затруднились). "Комфортами" (195 руб./кВт) обеспечены Уральский регион, а также Новороссийск, Самара, Краснодар и Тольятти. Дизайн и теплоотдача прибора оставляют желать лучшего. Эти характеристики косвенно подтверждает инженер по производству завода "Умекон" Ирина Карамышева: по ее словам, "Комфорт" предназначен для отопления промышленных зданий, школ, а также подсобных помещений жилых домов. Между тем "Комфортами" оборудовано почти все типовое высотное строительство в Екатеринбурге. А новая модель прибора с улучшенным дизайном и повышенной теплоотдачей - "Еврокомфорт" (510 руб./кВт) монтируется в элитное строительство. Соотношение обычных и евробатарей примерно 3:1.

В строящихся евродомах востребованы конвекторы производителя из Санкт-Петербурга фирмы "Изотерм" (представитель в Уральском регионе - ООО "Изотерм-Урал"). С 1993 года на уральском рынке, включая Пермь и Тюмень, продано более 20 тысяч медно-алюминиевых конвекторов "Изотерм" ($90/кВт). Как говорит директор ООО "Изотерм-Урал" Денис Щербаков, пик продаж приходится на осень: торопясь войти в зиму с теплыми квартирами, строительные фирмы активно берут приборы на оснащение высотных домов. Так, если в сентябре фирма продает не меньше 600 приборов, то в январе едва удается сбыть 150 штук. Поскольку "Изотермы" хорошо держат давление воды в высотках и имеют евродизайн, основной объем продаж делают крупные строительные фирмы. Около трети покупателей - частники.

Алюминиевые радиаторы "Урал-М" ($54/кВт) производства лидера авиационной металлургии завода ВСМПО (официальный представитель в Свердловской области компания "Урал-Атом"), напротив, рассчитаны на индивидуального покупателя. Последний год можно считать для "Урал-М" удачным: в месяц только на территории Свердловской области реализовывалось 5 - 7 тыс. секций (при том, что на всю Россию завод выпускал 16 тыс. секций). Еще недавно эти радиаторы можно было купить в любом крупном строительном супермаркете. Однако массовые продажи аукнулись массовыми же нареканиями на качество: часть батарей начали давать протечки. В итоге ВСМПО отправил "Урал-М" на глобальную модернизацию. По словам директора "Урал-Атома" Андрея Царева, завод, среди партнеров которого именитые "Боинг" и "Крайслер", не может себе позволить производить несовершенные приборы, даже если это простая батарея. В марте 2002 года ВСМПО планирует выпуск принципиально нового радиатора с новым именем.

Временное отсутствие на рынке "Урал-М" обернулось удачей для миасских радиаторов "Термал" ($50/кВт), на которые переключились многие торговые компании, до сих пор работавшие с "Урал-М". Однако в пиковый месяц продаж, в конце сентября, единственный в Екатеринбурге склад представительства завода был пуст: производитель оказался не готов насытить региональный рынок.

Котлован

Наиболее крупными компаниями, специализирующимися на продаже и монтаже автономных котельных установок, сами участники рынка теплотехники Свердловской области называют предприятия "Чистая вода", "Технология комфорта", "Рутена-Урал", "Уралмаш и партнеры". Во всех перечисленных компаниях объемы реализации котельных установок нам сообщить категорически отказались. Возможно, операторы рынка находятся примерно в равных условиях и опасаются конкуренции. Возможно, причина в другом: объемы продаж в "котельном" бизнесе не всегда прямо пропорциональны уровню успешности компании. Очень важна специализация: либо фирма только продает котельные установки, либо еще и монтирует их. Порой монтаж растягивается на месяцы и составляет немалую долю дохода компании. Так, фирма "Тепло-Центр" (немецкие котлы "Rapido" и "Оrtlieb", монтаж котлов березовского завода "Уралкотломаш") в течение нескольких месяцев устанавливала одну котельную - в екатеринбургском торговом центре "Дирижабль".

Выбор котельной во многом зависит не от предпочтений и толщины кошелька владельца жилья, а от условий, в которых строится дом. Если, например, территория не подпитана электричеством, то и электрокотел в коттедж устанавливать не имеет смысла. Кстати, многие потенциальные клиенты не торопятся покупать электрокотельные установки лишь потому, что опасаются: оплата по действующим энерготарифам будет слишком высокой. Специалисты советуют, во-первых, пользоваться для аккумуляции тепла ночными льготными тарифами, а во-вторых, монтировать электрокотел только в небольшие дома - тогда установка окупится быстро. В общем объеме продаж электрокотлы занимают около 10 - 15%.

Большинство уральских компаний специализируются на импортных автономных системах. Конкурировать с зарубежным оборудованием оказывается сложно, даже несмотря на доступные цены местных производителей (от 5 тыс. руб. за "наш" котел). Поэтому, к примеру, на НТКРЗ производство котлов составляет 10 - 15% от общих объемов. Поэтому же заводы предпочитают работать под конкретные заказы.

Важная причина неконкурентоспособности российских котлов в том, что они производятся только из стали и не оснащены "умной" автоматикой. Советская гигантомания заставляла мыслить масштабно: котлы делались исключительно для промышленных нужд. Теперь автономные установки востребованы в быту, а российские производители еще не успели перестроиться. Считается, что сталь при всей ее прочности быстрее, чем чугун, прогорает и ржавеет - и потребители часто выбирают импортные чугунные котлы.

На рынке чаще встречаются немецкие системы "Wiessmann", "Wolf", "Buderus", итальянские "Ariston", чешские "Proterm", "Mora". В качестве топлива используется дизельное, а также газ (самый доступный вид топлива и самые дешевые по монтажу системы). Реже предлагают системы на твердом топливе или отработанном масле.

Котельные системы стоят от 2 до 12 тыс. долларов, стоимость монтажа - около 30 - 40% от цены. Все фирмы дают гарантию на импортную продукцию, чаще годичную, но встречается и пятилетняя. Основная масса предприятий работает в Екатеринбурге и Свердловской области. "Уралмаш и партнеры" заняли свою нишу в Тюмени, Перми, Челябинске, Кургане, несколько раз заключали крупные договоры с Ханты-Мансийским автономным округом, Нижневартовском. "Технология комфорта", кроме Урала, работает еще и с Казахстаном.

В последние годы в жилищном строительстве приобретают популярность крышные котельные. Как правило, это новшество касается домов, где стоимость квадратного метра не менее тысячи долларов. Очевидно, выделение столь дорогих площадей первых этажей под котельные установки представляется застройщикам расточительным.

Нерусский стандарт

Некоторые фирмы, создающие климат "под ключ", предлагают клиентам установить в жилых помещениях современное электроотопление, которое не требует больших финансовых затрат и сложного монтажа. Чаще предложение ограничивается установкой теплых полов в ванных и туалетных комнатах. В Свердловской области только одно предприятие - НПФ "Терм" - продвигает на рынок новую технологию тепла, систему комбинированного электроотопления. Суть предложения заключена в создании климата с помощью комбинации отопительных приборов: теплого пола, конвекторов, инфракрасных панелей. Причем тепло аккумулируется в бетонных перекрытиях ночью, когда действует льготный энерготариф.

В Челябинске ночной тариф действует в течение двух лет, и там фирма "Прибор" полностью оборудовала системой комбинированного отопления четыре экспериментальные многоэтажки. Екатеринбург живет с льготным тарифом уже четыре года, однако "электродомов" здесь пока нет, востребованы только отдельные элементы комбинированной системы. В частности, в 2000 году около 15% нового жилья оснащено отечественными теплыми полами "Теплолюкс" ($17/кв. м с учетом монтажа).

По словам директора НПФ "Терм" Владимира Бондаренко, система комбинированного электроотопления подходит не только для коттеджей, но и для обычных городских квартир, где ЦО греет плохо, а котельную не установить. Однако на деле оснащение городского жилья такими системами не становится массовым. И причина даже не в том, что оборудовать квартиру такой системой стоит от 25 долларов за метр. Главным образом потребители с трудом привыкают к мысли о возможности использования ночного тарифа. Возможно, как раз по причине этой неуверенности доля электрического отопления на рынке отопительных систем в России не превышает 1%, а, например, в Финляндии, Швеции, Дании она достигает 50%. Еще менее востребованы интеллектуальные системы отопления, программируемые дистанционно, скажем через Интернет: позволяют себе такое удовольствие только очень состоятельные люди. В частности, в Москве за последние два года подобными системами оснащены сотни квартир, в Екатеринбурге - пока единицы. Для российского человека это пока нерусский стандарт.

Создавать собственные "фабрики тепла" в последнее время готовы не только владельцы коттеджей, но и руководители предприятий. Высокие тарифы для промышленности, потери на теплотрасссах, сгнившие коммуникации - в итоге деньги за отопление оказываются выброшенными на ветер. Все больше коммерческих фирм, являющихся собственниками помещений, готовы вкладывать средства в превращение офисов в оазисы. А это значит, что рынку автономного тепла в ближайшие годы катаклизмы не грозят.