Капитал как способ конкуренции

Ирина Перечнева
22 октября 2001, 00:00
  Урал

Уральские банкиры называют реформу новой попыткой передела бизнеса

В центре внимания российских финансистов - новый виток дискуссий о реформе банковской системы. В конце сентября правительство России рассмотрело на заседании "Стратегию Банка России и правительства в области развития банковского сектора". Документ стал своеобразным симбиозом концепции развития банковской системы страны, разработанной Центральным банком, и проектом реформы, предложенной Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), больше известной как реформа Мамута (о сути этого документа см. "Э-У" 17 от 10.09.01). Члены правительства "Стратегию..." одобрили. Между тем некоторые ее тезисы вызывают недовольство представителей регионального банковского сообщества. Несмотря на то, что правительство России не приняло в чистом виде вариант кардинальной перестройки банковской индустрии, в результате которого многие банки лишились бы полноценной лицензии, окончательно угроза над малыми банками не исчезла. Свою точку зрения банкиры Урала высказали на совещании в полпредстве Уральского федерального округа, которое было созвано как раз для того, чтобы обсудить этот документ перед правительственным заседанием. Финансисты были единодушны: проблема низкой капитализации банковской системы придумана. И придумали ее те, кому это выгодно.

На первый-второй рассчитайсь

Страсти вокруг варианта реформы банковского сектора вылились в обсуждение по сути одной темы - капитализации, уровня собственного или уставного капитала, который должны иметь российские банки, чтобы иметь право называться таковыми. В финансовом мире обострились давние противоречия между крупными банками, сосредоточенными в Москве, и сравнительно небольшими, работающими в регионах. Масла в огонь подлили руководители Альфа-Банка Петр Авен и МДМ-банка Александр Мамут . От имени РСПП они предложили революционный путь перестройки банковской индустрии. По их мнению, банки должны за два года довести уставные капиталы до 100 млн долларов, в противном случае им придется выполнять весьма ограниченный круг операций. Стоит ли говорить о том, какую реакцию вызвала эта инициатива в финансовых кругах Урала.

Президент Уралвнешторгбанка (Екатеринбург), вице-президент Ассоциации российских банков (АРБ) Валериан Попков назвал предложения Мамута "угрозой национальной экономической безопасности", так как, по его мнению, это приведет к исчезновению страхующей прослойки в виде региональных банков, но ситуация в экономике России от этого лучше не станет: "Наша экономика недокапитализирована. Денег не хватает не только банкам, но в первую очередь промышленности. Если мы отберем у одного и передадим другому, а именно это имеют в виду авторы "революционной реформы", в системе денег не прибавится".

Региональным банкирам не нравится сам критерий отбора банков - уровень капитала как абсолютная величина. Они вспоминают август 1998 года, когда рухнули банки, находящиеся в первой десятке по этому показателю.

- Главное - надежность банка, которая определяется не величиной капитала, а соотношением капитала и активов. Для этого есть соответствующие нормативы Центробанка. Если банк их выполняет, значит, он надежен, - считает председатель правления Сургутнефтегазбанка Евгения Непомнящих .

Эту точку зрения поддержал и генеральный директор Челябинского индустриального банка Михаил Братишкин :

- Базельский комитет, на рекомендации которого ссылаются сторонники увеличения норматива, рассматривает не абсолютный показатель, а соотношение капитала и активов. Именно эта величина характеризует риски, принимаемые на себя банком. Комитет фактически признал, что наличие значительного капитала не спасает от риска управленческих решений. Более того, если риски будут сконцентрированы лишь в нескольких банках, это создаст значительную опасность для экономики. Я считаю, вопрос увеличения капитала не является значимым с точки зрения устойчивости банковской системы и роста качества банковских услуг.

Еще более радикальную позицию в этом вопросе занимает председатель правления банка "Северная казна" (Екатеринбург) Павел Чернавин . По его мнению, показатель капитала вообще нужно убрать из расчета нормативов:

- Проблема капитализации - надуманная, мало того, вредная для России. На самом деле ее у нас нет. Есть проблема привязки капитала в расчете нормативов. Более эффективной будет система оценки через соотношение прибыли к активам и прибыли к капиталу. Если доходность падает, надо проверять качество активов. И этот показатель, я уверен, у региональных банков будет выше, чем у московских. Экономике нужны деньги, а мы ставим препоны на их пути в бизнес. Кому это нужно?

На поводу у мирового капитала

Версий относительно того, кому это нужно, оказалось несколько. Большинство банкиров единодушны в том, что крупные московские банки этот вопрос подняли не зря. Открытой попыткой передела банковского бизнеса назвал инициативу РСПП Павел Новоселов , председатель правления АКБ "Тюменьпрофбанк", председатель Ассоциации кредитных организаций Тюменской области. Эту же версию высказал в интервью "Э-У" и Валериан Попков:

- Сейчас как раз то время, когда нужно задавить региональные банки. Посмотрите, как растут наши показатели. Производство поднимается, а предприятия расположены здесь, а не в Москве. Мы же развиваемся вместе с нашими клиентами. Я уверен, динамика будет сохраняться. Тем более что со следующего года налог на прибыль банков снижен. Если сейчас ситуацию не переломить, мы составим серьезную конкуренцию.

Вторая версия распространяется несколько дальше пределов нашей страны. Ее придерживается Павел Чернавин. Он специально изучал этот вопрос, и вот какие выводы сделал в интервью "Э-У":

- Корни идут от Базельского соглашения, подписанного в 1987 году. Тогда ведущие государства договорились о неких принципах ведения бизнеса в банковском секторе. В частности, было решено применять коэффициент достаточности капитала (отношение капитала к активам) на уровне 8%. Почему именно 8? Проанализировав ситуацию, я пришел к выводу, что это сделано с одной целью - сдержать экспансию японских и французских банков. Тогда слабокапитализированные банки Японии весьма успешно развивались и инвестировали деньги в экономику. Результат не замедлил сказаться: банки, которые десять лет назад входили в десятку крупнейших мировых организаций, стали сдавать позиции, а японская экономика вот уже несколько лет находится в состоянии рецессии. Сейчас против этих соглашений просто бунтуют банки Юго-Восточной Азии. Я делаю вывод: Базельское соглашение было принято не из-за одной Японии, надо было сдержать натиск этих юго-восточных тигров и не дать подняться бывшим странам соцлагеря. Так почему же надо быть первыми учениками вредной для нашей страны теории? А мы бросились добросовестно учиться. Мало того, что у нас коэффициент достаточности капитала принят, так он не 8, а 10%. Еще раз подчеркиваю: проблема капитала надуманна, она нам сознательно навязывается, исходить надо из национальных интересов России и предпринимать те действия, которые идут на пользу экономики. Поэтому нам не надо к международным стандартам стремиться, чтобы ходить с протянутой рукой по миру, а свою промышленность поднимать.

Своя рубашка ближе к делу

Поднимать промышленность уральские банкиры предлагают через привлечение в экономику родных российских денег. Вячеслав Назарец , председатель правления ОАО "Челябинвестбанк", видит эту проблему так:

- Нас постоянно упрекают в том, что мы мало инвестируем денег в промышленность. Но откуда мы их возьмем? Главный источник пассивов известен - деньги населения. Они не работают потому, что не созданы для этого условия. Есть у нас сейчас короткие пассивы, так мы и обеспечиваем предприятия оборотными средствами. Я думаю, все согласятся, что банки, в том числе и региональные, с этой задачей справляются. Что касается долгосрочных инвестиций, то банки никогда здесь и не были лидерами. Во всем мире ресурсы населения приходят в экономику через коллективные формы инвестиций - страховые компании, пенсионные фонды и так далее. Надо лоббировать развитие этих структур, а не ругать банки.

Как известно, одним из условий притока инвестиций считается государственная система гарантирования вкладов граждан в кредитных организациях. И за ее принятие регионы ратовали давно. Однако тот вариант, который в итоге лег на стол премьер-министра, вызвал новую волну негодования в банковских кругах Урала. Речь идет о проекте так называемого добровольного страхования банковских вкладов, по которому получат гарантии государства только те банки, которые будут удовлетворять требованиям ЦБ РФ. Пока эти требования не сформулированы, но регионы опасаются, что они снова будут привязаны к капиталу. Это означает, что малые банки теряют шанс на получение государственной гарантии, а с ней и частных вкладчиков. "Не мытьем, так катаньем нас пытаются выжить с рынка", - резюмирует Валериан Попков.

Малые банки сдаваться, однако, не намерены. И одними лоббистскими средствами ограничиваться не собираются. В конце сентября в Оренбурге прошло выездное заседание Ассоциации российских банков, на котором 16 региональных банков подписали соглашение о сотрудничестве. Валериан Попков говорит, что это первое профессиональное объединение банков, которое ставит целью ведение бизнеса, а не его защиту. Банки собираются вести совместные проекты, в том числе и такие, как синдицированное кредитование. Безусловно, некий политический подтекст в этом мероприятии присутствует, и Валериан Попков этого не отрицает: "Важно показать, что у нас есть сила, есть потенциал. Мы ничем не хуже банков Москвы. Они отличаются только тем, что ближе к власти. Но это не рыночный аргумент".

Екатеринбург