Сила права

Под таким лозунгом средний бизнес, организовавшись в "Деловую Россию", намерен строить отношения с государством

вместо права силы

За десять лет реформ в России сложилась принципиально новая генерация предпринимателей и менеджмента: они не знают, что такое давление централизованной системы, и привыкли рассчитывать только на себя, результат их работы важен для экономики всей страны - они умеют извлекать прибыль, платят налоги и создают рабочие места. Средний бизнес начинает осознавать себя силой. Консолидация этого слоя предпринимателей - так обозначила свою цель общероссийская общественная организации "Деловая Россия", учредительный съезд которой прошел в середине октября в Москве.

Президент Владимир Путин , принявший делегатов "Деловой России" в Кремле, сказал: не надо призывов к изменению, вносите конкретные предложения. Власть желает иметь альтернативные точки зрения на развитие делового климата в стране. Центр экономических разработок, создаваемый при "Деловой России", намерен предложить правила игры, оптимальные для среднего бизнеса.

Сопредседатель движения и президент Уралвнешторгбанка Валериан Попков рассказал о принципах организации.

- Валериан Владимирович, у бизнеса никогда не было открытых взаимоотношений с государством. Откуда романтическая уверенность, что вам позволят советовать власти?

- Мы не скрываем, что президент заинтересован в движении "Деловая Россия", от этого исходит наша уверенность. После избрания Путина прозрачность и требовательность усиливаются, поэтому мы его поддерживаем. Никогда Ельцин не говорил о равноудаленности, мы все видели: кто к "царю" приближен, кто удален, а кого вообще на порог не пускают. Речь идет не только о новых взаимоотношениях бизнеса и государства. Это вопрос развития сильного бизнеса в усиливающемся государстве.

Вопросы нам уже задают, куда от них денешься: политические лидеры будут решать через вас свои задачи? Все зависит от нас самих: будут нас только использовать или деловые круги сами станут силой, опорой государства. До сих пор у власти был к бизнесу валовой подход: 5 - 10 корпораций олигархов дают 80% налогов. Если с ними поработать - проблем не будет. А те, с кого в бюджет 15 - 20%, со своими проблемами подождут. Недосуг.

- Власть ждет от бизнеса конкретных предложений. С чем вы пришли в Кремль?

- С тремя тезисами. Первый: в России после провала 1998 года выпал такой важный момент биржевой торговли, как торговля бумагами или товарными ценностями на срок. Лишенные возможности оценить будущее, мы лишаемся его индикаторов. Это касается как валюты, ценных бумаг, так и крупных товарных потоков, связанных с валютой (лес, металлы черные и цветные). Мы предлагаем принять соответствующий закон. Второй вопрос касается торговли международными ценными бумагами, допуска на наши биржи "голубых фишек" из-за рубежа. Наши соседи в Польше, Венгрии, Турции уже начали такую торговлю. Если мы не начнем ее тоже, деньги инвесторов будут уходить на эти биржи. Реакция Путина на предложения была положительной. Третий тезис: системные риски концентрации капитала в нескольких банках федерального центра и возникающая в связи с этим угроза экономической национальной безопасности. Финансы оторваны от промышленности, от регионов, это неправильно, когда до 85% активов сосредоточено в банках федерального центра. Мое предложение следующее: чтобы изменить соотношение хотя бы на 70 к 30, необходимо 1,8 млрд долларов и программа их размещения на конкурсной основе среди региональных банков под эгидой АРКО. Такой проект позволит выравнять ситуацию.

- И каков механизм реализации предложений? Будет ли организация общественно-политической?

- Деловые предложения должны вырастать до законопроектов федерального уровня, указов президента. Мы будем лоббировать интересы среднего класса, а это вопрос общественно-политический по сути. Есть знаменитая фраза Маркса: экономика - это политика, политика - это экономика. Но это не профсоюз и не политика в чистом виде. И не новая организация по продвижению олигархов на политическую арену. Никаких олигархов из нас не получится. Каждый растет, но мы никогда не сможем купить целые отрасли. 100 млн долларов оборота нашего банка, созданного с нуля, конечно, впечатляют, но 100 млн долларов - это в экономике ничтожно. 300 млн налогов государство получило за 10 лет с Внешторгбанка, не вложив в него ни копейки. Что выгодно бизнесу, то должно быть выгодно и государству, потому между ними должны быть ясные отношения. Происходящее структурирование бизнеса на крупный, средний и малый - естественный процесс для всех стран. Далее игнорировать мнение людей, которые много вносят в развитие экономики страны, и приближать только олигархов власти уже нельзя.

- Что помимо возможности апеллировать к президенту сможет объединить средний бизнес?

- Мы - та универсальная среда, которая способна в силу многогранности и взаимозависимости понять и сформулировать задачи, которые надо решать в стране. Мы говорим на понятном друг другу языке. Каждый занят своим делом, но у нас одни и те же проблемы. У нас нет "не наших вопросов", как у чиновников. Если мы решаем вопросы бизнеса, мы суемся куда угодно.